Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
74 шТУ 'первые< дни христіАнствж. г ~ г-,, *. потому* ‘что-*чхотя.; нш будучи самыми невинными, они еъ тоже,
время>.б»М«1самыМй ненавидимыми и самыми поносимыми (1 Петр. Ш; 12^19): ' 'вчёкулиМённо ему ‘пришла‘.мысль замѣшать сюда христіанъ,
вовфсШъ-і обЙ-этбйъ5 имѣетъ тѣмъ большій интересъ, что . въ этомъ
пунктФ 'е:в?'<Лува Заканчиваетъ книгу Дѣяній Апостольскихъ, быть
можетъ намѣренно опуская здѣсь завѣсу, такъ какъ было бы
опасно-и безполезно разсказывать объ ужасахъ, въ которыхъ, до¬
селѣ нейтральное или дружественное, римское правительство на¬
чало’ Играть столь позорную роль. Для рѣшенія этого вопроса не
даютъ надлежащихъ данныхъ ни Тацитъ, ни Светоній, ■ ни Апо¬
калипсисъ. Христіане не составляли замѣтнаго явленія въ глазахъ
тогдашняго міра. До времени Домиціана мы не слышимъ ни объ
одной Ьнатной или выдающейся чѣмъ либо личности въ ихъ ря¬
дахъ Предположеніе, что Пудентъ и Клавдія, упоминаемые
въ XVI главѣ посланія къ Римлянамъ, были тѣми самыми Пу-
дентомъ и Клавдіей, которые упоминаются въ эпиграммахъ Мар¬
ціала, не имѣетъ за себя достаточныхъ основаній Ііт). Если подъ
.иноземнымъ Суевѣріемъ", въ которомъ обвинялась Помпонія
Грецина, жена А вла Плавція, покорителя Британіи, и отъ кото¬
раго она была оправдана, нъ дѣйствительности разумѣлась хри¬
стіанская религія, то во всякомъ случаѣ имя христіанства отнюдь
не упоминается тѣми изъ древнихъ писателей, которые говорятъ
объ этомъ обстоятельствѣ -,а8). Даже если XVI глава посланія къ
Римлянамъ была обращена именно къ римскимъ христіанамъ, а
не къ Ефесской; церкви,- какъ мы думаемъ, то .домашніе Ыаркисоа,
которые въ Господѣ* —были навѣрно безвѣстные рабы, равно какъ
и „святые изъ Кесарева дома* ,2Э). Рабы -и ремесленники изъ іу¬
деевъ и язычниковъ, составлявшихъ христіанскую общину въ Римѣ,
никогда не приходили въ столкновеніе съ римскимъ правительствомъ.
Это были скорѣе лсертіш, чѣмъ возбудители мессіанскихъ мятежей
(потому что таковы именно они и были), которые привели къ из¬
гнанію Іудеевъ изъ Рима но указу Клавдія Мало того, самыя
начала, на которыхъ основывалась ихъ нравственность, требовали
отъ нихъ послушанія и кротости (насколько они освободились отъ ’
зависимости дикихъ іудейскихъ зилотовъ), и за' нѣсколько лѣтъ
предъ тѣмъ, обращаясь къ нимъ съ посланіемъ, величайшій изъ
ихъ' вождей увѣщавалъ ихъ къ уплатѣ подати и къ подчиненію
высшимъ властямъ не только за гнѣвъ, но и за совѣсть; потому
что земной правитель, какъ призванный къ подавленію зла и по¬
рока, есть служитель Божій (Рим. XIII, 5). Что христіане были
совершенно неповинны нъ взводимомъ на нихъ преступленіи, это
извѣстно было всѣмъ, какъ въ то время, такъ и впослѣдствіи ,31)-