Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 262 — отъ себя и отъ другихъ посылаетъ жалобу на Вѣтку на
попа Дмитрія и Александра дьякона, что они «злые ра¬
скольники и хищники словесныхъ овецъ, что перемѣнили
де они мнѣніе, чины и уставъ церковный.» — Видно изъ
посланія, что діаконъ Александръ и попъ Дмитрій ѣздили
сами на Вѣтку объясняться объ этомъ, и получили от¬
зывъ Ѳеодосія и Вѣтковцевъ, «что крестообразное кажде¬
ніе въ вину имъ не ставятъ». Ѳеодосій совѣтуетъ Кержен-
цамъ примириться. «Аще же кто начнетъ паки мятежъ и
смущеніе чинити и насъ ко исправленію не послушаютъ,
мы таковаго чужди во всемъ и да будутъ отлученни
отъ церкви, допдеже смирятся, тогда и прощеніе по¬
лучатъ. * ' Такимъ-образомъ ясно, что въ это время всѣ главные
проповѣдники, учители, священники и монахи поповщин-
скаго толка Керженскихъ лѣсовъ были непосредственно
подчинены Вѣтковскому согласію и составляли, такъ-ска-
зать, его отдѣленія. Это обстоятельство въ послѣдствіи
времени, но нашему мнѣнію, должно было имѣть весьма
важное вліяніе на ходъ раскола въ Россіи. Впрочемъ СаФонтіево согласіе въ это время подходило
уже къ безпоповщинѣ. Изъ посланія Ѳеодосія видно, что
Сафонтій уже не принималъ отъ, Ѳеодосія причастія изъ
Вѣтковской церкви, не имѣлъ при себѣ отца духовнаго «и
людей жигалъ....» Итакъ въ 1718 году, когда Питириму былъ приданъ
въ содѣйствіе капитанъ Ржевскій по раскольничьимъ дѣламъ,
положеніе раскола въ нижегородской губерніи было слѣ¬
дующее: Въ Керженскихъ лѣсахъ скиты трехъ согласій: Попов-
щинской секты: ОнуФріева, СаФОнтіева и Дьяконово со¬
гласія. Нѣсколько скитовъ безпоповщинскаго согласія. Въ
скитахъ жили старцы, старицы и бѣльцы. Отсюда по¬ Рідііігесі Ьу Алоодіе