Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 241 — или ложно сказалъ Богъ вѣсть, и тоё Аввакумъ въ какомъ
мудрованіи страдалъ и скончался Богъ вѣсть и по вѣрѣ
его воздается ему; старецъ же АнуФрій въ наша лѣта бысть
и въ лице сталъ вельми бо заступаетъ и хвалитъ тѣ спор¬
ныя письма аввакумовы или подметныя, такоже и учени¬
цы его.... но и ты ІероФей нарицаеши тѣ письма свѣтлѣя
солнца и вси добры и безъ пороку, но солгалъ еси ослеп-
леннѣ, лжа бо есть первый грѣхъ и рёмество діаволе—но
подобаетъ тѣ письма нарицати лживыми, любимыя діаволу
лжи отцу, понеже противны Богу и святымъ его и на хри¬
стіанъ писаная хула въ нихъ»... Но ІерОФею не столько были къ сердцу всѣ замѣчанія и
обвиненія объ аввакумовыхъ письмахъ, какъ обвиненія его
25 пунктовъ, подкрѣплявшихъ изложенное ученіе въ этихъ
письмахъ. — Я всѣ очищу священнымъ писаніемъ, говорилъ Іе-
роФей. — Покажи намъ, говорили ему: покажи, гдѣ писано о
Святой Троицѣ, три царя небесные, или три существа и
естества равныя или неравныя и въ коихъ писаніяхъ Богъ
воплотися кромѣ существа и кто сказалъ евангелію по¬
вѣсти поклонятися татарской обычай? и гдѣ слышано Богъ
не вездѣ существомъ, и прочая.» ІероФей не могъ подтвердить священнымъ писаніемъ сво¬
его ученія; его убѣждали отступить отъ него «отложить
письма аввакумовы» но онъ (говоритъ рукопись), вѣдая лн
то зловѣріе въ тѣхъ письмахъ, или и въ правду тако вмѣ¬
няя ихъ, или друговъ не хотя разлучитися и славы желая
и похвалы отъ человѣкъ, или многое время закоснѣнъ въ
томъ и въ обычай пріиде, или уповая на страданіе Авва-
кумово? Совѣсть его знаетъ о томъ!. И такъ опять всѣ разошлись безъ всякаго успѣха угово¬
рить ІероФея. и Оідііігесі Ьу Соо§Іе