Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 238 - естества равныя и три царя небесныя и то есть многрбож-
ная ересь ■ новое аріанство. И еже по вашему ложному
писанію Богъ воплотися кромѣ существа, новое несторіаи-
ство и ересь, прочаго же зловѣрія вашего нынѣ воего не
у время изобличитв, но впредь, будемъ обличать святымъ
писаніемъ». Долго, долго сворили старовѣры съ Іероаеемъ, во не
могли убѣдить его и такъ «разыдешася вси каждо во свояси». Въ томъ же году 21 мая («ять собрались на Ануоріянъ. — Отложите сворныя нецерковныя вяоьма Аввакумовы
и ІероФеевы, говорили христіане Ануаріянцамъ:—и да бу¬
детъ церковный миръ, да не будетъ соблазнъ и мятежъ во
хрнстіанѣхъ. — Не подобаетъ отложить та писанія, говорили Ану#-
рійцы:—страдалецъ бѣ великъ писалъ тѣ письма. Противная сторона отвѣчала имъ: — Мы вѣруемъ божественному апостолу глаголющу:
аще мы иля ангелъ съ небеси благовѣститъ вамъ паче еже
бла говѣстихомъ вамъ, и анааема да будет-ь. Аввакумъ
и ЕроФвй не ангели н не съ небеси благовѣстили но¬
вое свое преданіе, п не диво кому пасти, но зло не во-
статн. Забвеніе бо и неразуміе надо всѣми нами хвалится*.
Хотя Аввакумъ и миогострадательный мужъ былъ, но въ
писаніи его много хульныхъ рѣчей на православіе.» За тѣмъ толковали подробно Ану*рійцамъ о справед¬
ливости исповѣданія діакона Федора, который въ письмахъ
къ Максиму сыну своему опровергалъ Аввакума. Посы¬
пались и другія обвиненія на Аввакума: что онъ и книги
святыхъ отецъ похулилъ, и именно книгу великаго овяти-
теля Григорія Амирнтскаго «да преподобнаго Іосифа Воло¬
коламскаго чюдотворца книги испѳганымн отъ еретикъ
сказалъ, плевати же въ нихъ велитъ, въ огнь кидать и
прочія таковыя хулы и лжи и сами вѣдаете, говорили Оідііігесі Ьу Соо§Іе