Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 237 — Просилъ время обдумать; Керженцы согласились. Но
обдумываніе привело его къ тому же заключенію, что онъ
думаетъ право. Керженцы рѣшили сдѣлать сходку. 7214 года (1706),
генваря 29 дня, собрались опять скитники и множество
народу изъ городовъ и селъ. ІероФей началъ чтеніемъ сво¬
ихъ 25 пунктовъ. Окончивъ, обратился къ собранію. — Азъ сія ниоанія православны исповѣдаю быти, вы
же что нарицаете сія писанія? — Что намъ много прѣтися, отвѣчали старовѣры: ты
покажи намъ отъ святаго писанія оправданіе, гдѣ писано
сотъ о Святѣй Троицѣ, три существа равныя или три царя
небесныя, и гдѣ писано Богъ воплотися благостію и про¬
мысломъ кромѣ существа, кто сказалъ евангелію повѣсти
покланятися то татарской обычай? и пр. ІероФвй и его единомысленники не могли, разумѣется,
указать объ этомъ въ книгахъ, но начали истолковывать
писанія «но своему лживому мнѣнію лишнія превращаху и
разсуждаху» а старовѣровъ собравшихся бранили, «вы
невѣжи, не умѣете разсуждать писанія»; также поносили
діакона Федора, который писалъ противъ Аввакума и дво¬
рянина Федора Прокофьева Токмачева, который уже не
былъ въ живыхъ. — Мы неразеуждаемъ, отвѣчали Керженцы: — мы не
разсуждаемъ писанія но своему разуму, но еже что ви¬
димъ въ божественномъ писаніи, тако и исповѣдаемъ еди¬
но существо и естество Святыя Троицы и единаго Бога и
царя въ троицѣ, три же составы глаголемъ Отца и Сына и
Святаго Духа, а о Сынѣ Божіемъ вочеловѣчыпеися насъ ради
два существа исповѣдаемъ, совершенное самое божествен¬
ное существо и совершенное самое человѣческое существо,
в благость и промыслъ, а не кромѣ существа. А еже вы
глаголете въ своемъ ложномъ списаніи три существа и Рідііігесі Ьу Слоодіе