Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
Цервые извѣстные намъ старовѣры изъ нижегородскихъ
лѣсовъ іеромонахъ Авраамій, монахъ Беремъ Потемкинъ
и старецъ нижегородскій Сергій (си. Макарія стр. 288).
приняли покаяніе на соборѣ 1666 года. Послѣ этого жизнь
ихъ остается неизвѣстною. Но весьма вѣроятно, что они изъ Москвы опять удали¬
лись въ керженскіе лѣса. Старца Сергія и Авраамія мы
встрѣчаемъ опять скоро въ скитахъ керженскихъ.—Первое
ученіе было распространено здѣсь отъ Аввакума, который
продолжалъ проповѣдывать своимъ единомысленникамъ изъ
своего заточенія до самой своей смерти, послѣдовавшей
въ 1681 году. Къ старцу Сергію, въ керженскіе лѣса,
Аввакумъ ирислалъ, между прочимъ свои спорныя письма
съ Федоромъ діакономъ о вѣрѣ. Изъ нихъ оказывается,
что въ самый первый моментъ исторіи раскола, въ немъ
обнаружились сильныя несогласія, возбудившія рас¬
при между старовѣрами. Аввакумъ и Ѳедоръ діа¬
конъ, отлученные отъ церкви, пустились толковать раз¬
личные догматы и нелѣпыя убѣжденія. Аввакумъ пи¬
салъ а) о Лресв. Троицѣ, будто она трисущна. разсѣкается
па три равныя естества и Отецъ, Сынъ и Св. Духъ имѣютъ
каждый особое сѣденіе, какъ три царя небесные, б) о во¬
площеніи, будто Богъ слово излія себѣ въ утробу Дѣвы не
себе самаго, но силу существа своего, естественну «и во¬
плотился отъ нея только благодатію своею, а не ѵноста-
сіею; в) о Христѣ Спасителѣ будто онъ» сидитъ на пре¬
столѣ, соцарствуя Св. Троицѣ какъ Богъ особый; г) о со¬
шествіи его во адъ будто» христова душа отъ креста на
цебо ко отцу, пошла воскресши же отъ гроба, Христосъ
сннде во адъ съ тѣломъ по воскресеніи изъ мертвыхъ и
проч. (см. Макарій Исторія раскола, стр. 268). Ѳедоръ
діаконъ опровергалъ эти нелѣпости и зловѣріе. РідіІігесІ Ьу Слоодіе