Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 216 — же съ ученіями церкви православной о милосердія Спаса¬
теля, прощающаго всикій грѣхъ раскаявшемуся грѣшввку.
Такъ, нанрямѣръ, мы встрѣчаемъ въ законѣ 1664 г. «Тѣхъ
кто лерекреядоалъ другихъ, хотя бы ояъ и покорился
церкви, послѣ исповѣди и причастія казнитъ смертію безъ
всякаго милосердія.» Далве: «и если перекрещенный раскает¬
ся, оовнаетъ свое заблужденіе-^кажется цѣль достигнута—
но законъ велѣлъ, бить его кнутомъ». Возможно ли было
ожидать, чтобъ и тѣ, которые принимали даже изъ убѣж¬
даю ноиовведеиія Никона и не сочувствовали расколь¬
никамъ, возможно ли было предположить, чтобъ они сочув¬
ствовали несправедливому закону. На кого же могъ и дол¬
женъ былъ разсчитывать такой законъ для отысканія рас¬
кольниковъ—преступниковъ, или людей, которымъ во-нер-
выхъ запрещалось быть раскольниками, т.-е. креститься дву-
иеротяымъ сложеніемъ,—запрещалооь творить по своему
молитву Ісуоову; во-вторыхъ которые перекрещивали дру¬
гихъ и увлекали късамоссожѳяію? Кто могъ выдавать же¬
стокому закону овоего собрата, единоплеменника? Исклю¬
чая развѣ только случаевъ подговора къ самосожженію. Мы думаемъ, что только одна кропая, личная какая-нибудь
вражда или ненависть могли подвигнуть къ этой страшной
мести; затѣмъ могли доносить еще преступники, которые
правымъ доносомъ избѣгали заслуженной казни, наконецъ
доносили лица изъ ниошаго духовенства иля для оамосо-
хранеЩя вередъ закономъ, или изъ личной денежной выгоды. Такъ и выходило на самомъ дѣлѣ. Вражда частная, се¬
мейная раскольника съраокольникомъ яли иоъ православ¬
нымъ, выдавала нѣсколько жертвъ; или священникъ, діа¬
конъ, опасаясь доноса и не желая слѣдовать примѣру боль¬
шинства своихъ собратій, которые за деньги продолжа¬
ли служить по старопечатнымъ книгамъ и смотрѣли
* сквозь пальцы о нехождѳніи въ церковь своихъ прихо¬ Рідііігесі Ьу ѵ^лоодіе