Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 213 — номъ Полоцкимъ, въ которой ко вушпшсъ обличаются двѣ
главнѣйшія челобитныя рвоколоучктелек нона Никиты и
пода Лазаря. Наконецъ нослѣдующимъ соборомъ 1667 года старо¬
обрядчество отвергнуто окончательно и предано одному нзъ
строжайшихъ церковныхъ наказаній: проклятію. Терерь мы перейдемъ къ гражданскимъ законамъ. Гражданскіе законы до-петровекаго времени соприка¬
сались расколу только въ тѣ моменты, когда расколъ яв¬
лялся нарушителемъ общественной иля личкой безопас¬
ности ■ спокойствія. Вскорѣ послѣ собора 1667 го¬
да расколъ отъ религіозной своей дѣятельности пере¬
шелъ на почву гражданскую.—Оно не могло быть иначе.
Воя масса русскаго народонаселенія и большая часть ду¬
ховенства нисшаго принадлежала старообрядчеству. Со¬
боръ 1667 года въ началѣ имѣлъ очень слабое дѣйствіе
какъ на народъ, такъ и на духовенство висшее. этому бы*
ли слѣдующія причины: 1) Въ теченіе 13 лѣтъ, т.-е. еъ
1654 года до 1667 года въ народѣ было поддерживаемо
расколоучителями постоянно и дѣятельно убѣжденія о не
провосты нововведеній Никона, какъ изустно, такъ и пись¬
менно. Протяну распространенія и усиленія этихъ убѣжде¬
ній духовенство православное не дѣйствовало вичѣмъ, на¬
противъ возвращеніе Аввакума въ Москву и покровитель¬
ство цари, подавало поводъ положительно оправдывать въ
глазахъ народа справедливость его проповѣдей. 2) Въ религіозныя основныя убѣжденія народа старо¬
обрядчество не приносило никакого измѣненія; напротивъ
оно поддерживало нхъ, но къ этому бросило, въ умы со¬
мнѣніе, что нововведенія произошли отъ того, что Никонъ
антихристъ. Это оомнѣніе уничтожило для старовѣровъ
силу апофемы, произнесенной противъ нихъ соборомъ
1667 года. Оідііігесі Ьу ѵ^лоодіе