Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 207 — вкравшихся въ няішяечазяыл богослужебныя книга. При
этомъ Никонъ жаловался, на оонрошалевіе епископа Ко-
ломейскаго Пама и ироѵовона Казанскаго Іоанна Нероно-
ва (Исторія раск. Макарія стр. 14&). Въ 1655 году вселенскій матріархъ прислалъ свое со¬
борное дѣяніе въ Москву вмѣсто отвѣта. Въ атомъ дѣя¬
ніи замѣчательно было, слѣдующее обращеніе къ Ни¬
кону :«Твое лреблажевотво сильно жалуется иа несогласіе
нѣкоторыхъ чиновъ, замѣчаемое въ нѣкоторыхъ церквахъ,
и полагаешь, что эти различные чины растлѣваютъ нашу
вѣру. Хвалимъ мысль, ибо кто боится преступленій ма¬
лыхъ, тотъ предохраняетъ оебя и отъ великихъ. Но
иояравляемъ намѣреніе: ибо ииее дѣло еретики, кото¬
рыхъ заповѣдуетъ навіъ Апостолъ убѣгать по первомъ
и второмъ наказаніи, и иное дѣло раскольники, которые
хотя, повидямому, соглашаются въ главныхъ догматахъ
православія, имѣютъ одвако же и свое ученіе, чуждое
каѳолической церкви; но если случится какой либо церкви
рааяствовать отъ другой въ нѣкоторыхъ чинахъ не важ¬
ныхъ и не существенныхъ, т.-е. не касающихся членовъ и
догматовъ вѣры, каково, напримѣръ, время совершенія ли¬
тургіи и под., то это не сдѣлаетъ никакого раздѣленія,
лишь бы только сохранялась непреложно та же вѣра.
Церковь не отъ начала приняла все то чннопослѣдовавіе,
какое содержитъ нынѣ, а постепенно и въ разныхъ церк¬
вахъ нѣкоторые чины вводились разновременно; и прежде
святыхъ — Дамаскина, Косьмы и другихъ пѣснотворцевъ
мы не пѣли, ни тропарей, ни каноновъ, ии кондаковъ: все
это однакожъ не производило раздѣленія между церквами,
когда соблюдалась неизмѣнно та же вѣра, и ови не счита¬
лись ни еретическими, ни раскольническими. Такъ и нынѣ
не должно думать, будто развращается ваша вѣра право¬
славная., если одинъ кто либо творить послѣдованіе свое, РідііігесІ Ьу ѵ^лоодіе