Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 192 — венскаго монастыря. Провъ былъ старовѣръ: имѣя связи
съ московскими старовѣрами, онъ укрѣпилъ Евпраксію въ
старовѣрствѣ и отправилъ съ письмомъ къ игуменьѣ Ро-
жественскаго монастыря. По этому письму игуменья доз¬
волила Евпраксіи жить въ одной кельѣ съ собою. Въ сво¬
ихъ странствованіяхъ Евпраксія много набралась чудес¬
ныхъ разсказовъ объ учителяхъ старовѣрства, встрѣчала
и сама пустынниковъ и скитниковъ, и возвратившись въ
Москву, тотчасъ была принята въ обществахъ раскольни¬
ковъ нетолько низшаго класса, но и въ богатыхъ, знат¬
ныхъ домахъ, купцовъ и посадскихъ людей. Пелагея Ефимовя тоже была, старовѣрка. Кликуши, собиравшіяся-у Марьи, дѣйствовали на суевѣр¬
ные умы современниковъ, не только въ одиночку, но иног¬
да всѣмъ обществомъ, отправлялись въ Троицкую лавру,
въ Коломну, въ Зарайскъ и въ другіе города. Въ 1719 году кликуша Пелагея Ефимовя представила
въ общество еще новаго члена — сестру свою, крестьянку
же Алену Ефимову. Алена Ефимова была не кликуша, не бѣснующаяся, а съ
особенною странною маніей: ей хотѣлось умолить Бога,
чтобъ онъ вразумилъ царя Петра Алексѣевича на путь исти¬
ны, даровалъ бы ему намѣреніе прекратить гоненіе на рас¬
кольниковъ, а раскольники вразумились бы и соединились бы
съ православною церковью. Сама она была не то расколыци-
ца, не то православная—крестилась двухверстнымъ сложе¬
ніемъ но внушенію какого-то пустынника, который прихо-
- дилъ къ ней въ домъ и говаривалъ: «трехъперстнымъ сло¬
женіемъ не умолишь у Бога, а простирая умъ свой, смотри на
иконы»—а между тѣмъ она ходила въ православную цер¬
ковь, имѣла и православныхъ духовниковъ и молилась за царя
Петра Алексѣевича, гонителя старовѣровъ. Алена ходила РідііігесІ Ьу ѵ^лоодіе