Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 2

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.2. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1863

OCR
— 161 — родныхъ благочестивыхъ обычаевъ. Въ спискахъ сводныхъ
кормчихъ XVI столѣтіи мы встрѣчаемъ статью, о стри-
женіи броды.. (См. Описаніе русскихъ и славянскихъ ру¬
кописей Румянцов. музеума Востокова стр. 301 311.) Сто-
імт положилъ проклятія на все новое, чужое. Бородѣ
' посвящена цѣлая глава (см. приложеніе). Русскій человѣкъ успокоился; Стоглавъ, въ рукописи,
ходилъ тысячами въ народѣ: наставленія его и угрозы
рѣзко запечатлѣвались въ памяти народной, а между тѣмъ
нововведеніе давило съ запада. Въ концѣ XVII стол. патріархъ Адріанъ издалъ окруж¬
ное посланіе въ 24 статьи, изъ которыхъ 15-я была посвя¬
щена почти вся исключительно убѣжденію съ угрозами за
принятіе злато еретическаго обычая брить бороды. Сверхъ
того, въ это же время, въ народѣ ходило еще рукописное
слово патріарха о томъ же предметѣ.. Такимъ-образомъ реформа Петра Великаго послѣдовала
въ такое время, когда народъ не только не былъ подго¬
товленъ къ вей, но напротивъ былъ пропитанъ убѣждені¬
емъ о неприкосновенности брады и усово и о смертномъ
грѣхѣ подстати и оспризати брады. (Примѣч. Прилага¬
емъ въ концѣ все, что мы успѣли собрать рукописей, XVII,
и начала ХѴПІ столѣтія, о брадобритіи.) Всякая реформа, имѣющая цѣлію уничтоженіе какихъ
либо внѣшнихъ проявленій въ практической жизни, свя¬
занныхъ съ народными преданіами, а еще болѣе съ рели¬
гіозными убѣжденіями, не можетъ быть иначе произве¬
дена и поддерживаема какъ насильственно. Сила можетъ
заставить человѣка измѣнить внѣшнее проявленіе, но нивъ
какомъ случаѣ не измѣнитъ убѣжденія, которое подчинено
совершенно другимъ законамъ. Обстоятельства жизни, осо¬
бенное положеніе человѣка въ моментъ насильственной ре¬
формы,* могутъ заставить его подчиниться насилію, пока- РідіІігесІ Ьу ѵлО< Іе