Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 95 — и прочія таинства церковныя по чину новонечатныхъ книгъ,
тако же которые люди и въ церкви нынѣшнія ходятъ, и
тѣхъ всѣхъ не вмѣняютъ бытн православныхъ христіанъ,
но порочныхъ, и въ семъ-де разумѣніи своемъ и исповѣ¬
данія онъ, Илья, стоитъ непремѣнно, въ которомъ и уме¬
реть готовъ». Семенъ Ивановъ въ разспросѣ прибавилъ къ этому мнѣ¬
ніе ѳедосѣянъ еще и о другихъ предметахъ. «О четырехъ-
де патріархахъ восточныхъ и великороссійскихъ, и тѣхъ
патріарховъ отъ лѣтъ 192-го или 193-го (1684 — 5) и
донынѣ разумѣютъ быти неправославныхъ, тако же и отъ
нихъ рукоположеніе и освященіе пріемлющихъ, за премѣну
вѣры и книгъ и трисоставнаго креста и за сложеніе пер¬
стовъ, неправославны же. Антихристъ пришелъ уже въ міръ
и живетъ онъ духовнѣ по дѣйству въ Великороссіи въ
премѣнѣ на просвирахъ креста и въ прочихъ дѣйствахъ
церковныхъ таинствъ; а о царскомъ величествѣ разумѣютъ
въ равенствѣ съ прочими помянутыми христіаны». Ѳеодосій, разспросивши всѣхъ, переслалъ ихъ обратно
въ тайную канцелярію, для дальнѣйшихъ разспросовъ, для
дальнѣйшаго разслѣдованія. При этомъ, Ѳеодосій прислалъ
къ Андрею Ивановичу Ушакову еще раскольника Ѳедора
Ѳедотова, который, несмотря на всѣ убѣжденія архиман¬
дрита, остался непреклоненъ. Ѳедоръ Ѳедотовъ былъ пой¬
манъ въ Кексгольмѣ вмѣстѣ съ Мирономъ Шахинымъ, объ
арестованіи котораго, какъ мы видѣли выше, уже слухи
дошли до ряпинскихъ раскольниковъ. «Онъ былъ крестьянинъ и уроженецъ Ярославскаго У-
ъзда, съ Лужня, стану вотчины Рожественскаго Монасты¬
ря, деревпи Илкина. Былъ прежде православный, и въ 1714
году, онъ, Ѳедоръ, изъ той деревни Илкина съ женою
своею, Катериною, и съ дѣтьми выѣхавъ, жилъ въ С. Пе¬
тербургѣ для торга три года, и живучи, воспріялъ себѣ Рідііііесі Ьу і^оосіе