Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
94 - мнѣніяхъ присланныхъ колодниковъ, и.потому ихъ отпра¬
вили въ Невскій Монастырь къ архимандриту Ѳеодосію. Допросы раскольникамъ въ Невскомъ Монастырѣ весь¬
ма-любопытны въ историческомъ отношеніи: въ нихъ мм
найдемъ изложеніе ученія Ѳеодосія, переданное его учени¬
ками. Илья Яковлевъ, по собственному сознанію передъ архи¬
мандритомъ Ѳеодосіемъ, послѣ Ѳедосѣя Васильева, былъ
духовникомъ всѣхъ главныхъ учителей. «По мнѣнію ихъ
(разсказывалъ Илья), бракъ, въ святой церкви бываемый
у православныхъ христіанъ, слышалъ онъ, Илья, у своей
братьи, съ 196 года (1688) пороченъ, и самъ-де онъ,
Илья, также держитъ и исповѣдуетъ; а крещеніе, во свя¬
той церкви бмваемое у православныхъ христіанъ во имя
Отца и Сына и Святаго Духа, съ того же года, какъ онъ
слышалъ, такъ псамъ держитъ, порочно и не православно,
за премѣну вѣры н книгъ неправославныхъ; и тѣло-де и
кровь Хриотову, бываемую въ церквахъ, вмѣняютъ за про¬
стой хлѣбъ и вино, а не за тѣло и кровь Христову; а объ
антихристѣ отцы ихъ говаривали, что-де будетъ не суще
чувственъ человѣкъ, а уже-де пришелъ онъ въ міръ съ по¬
мянутаго 196 года, и нынѣ въ мірѣ есть, а познали-де его
приходъ въ міръ по перемѣнѣ вѣры и книгъ. Духовныя
его дѣти были главные учители, Евстратъ Ѳедосѣевъ,
Егоръ Васильевъ, и они о вѣрѣ мудрствуютъ и учатъ съ
нимъ согласно. Церкви-де, въ которыя ходятъ православ¬
ные христіане для приношенія безкровные жертвы и мо¬
литвъ, и тѣ церкви они святы не вмѣняютъ, но порочны; а
о крестѣ-де четверокинечномъ разумѣемъ, что не сущій
образъ креста, но сѣнь; а сущій-де образъ креста святаго
отъ трехъ древъ составляется; а по перемѣнѣ-де книгъ
старопечатныхъ, которые люди обрѣтаются всякаго чина
и пріемлютъ крещеніе и причащеніе, и священство, и бракъ, Рідііііесі Ьу і^оосіе