Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
91 — увѣщевалъ ихъ присоединиться къ православной вѣрѣ, «бра¬
нилъ ихъ еретиками» и сулилъ быть въ гости съ воинскими
людьми. Сверхъ-того, пронеслись между нпмн слухи, что ихъ
товарищъ, какой-то Миронъ-Шахпвъ, пойманъ и посаженъ
въ Петербургѣ за караулъ о вѣрѣ—и они боялись той же
участи (Показанія Семена Иванова). На святой недѣлѣ, въ четвертокъ, «старшіе ихъ» посла¬
ли Калину Михайлова изъ обители съ письмомъ въ Разину
Мызу къ расколыцику ихъ же согласія, къ Терентію Ва¬
сильеву, просить его, чтобъ онъ пріѣхалъ къ нимъ въРя-
пину Мызу для совѣщаній о случившемся между, ними раз¬
ногласіи о божествѣ. Калина пріѣхалъ въ Разину Мызу въ
тотъ же день ночью и отдалъ письмо Терентію; онъ обѣ¬
щалъ ѣхать въ Ряпину мызу завтра. Но иа другой день
когда они собирались ѣхать, въ Разину мызу пришли офи¬
церы съ солдатами. Терентій успѣлъ отправить Калину къ
Евстрату объявить имъ объ опасности. По этому извѣстію,
Евстратъ, дядя его Егоръ Васильевъ, стрянчій Ларіонъ
Бедринскій, не теряя времени осѣдлали лошадей и ускака¬
ли изъ обители. Товарищи ихъ, «обительская братія», по¬
слѣдовали ихъ примѣру. «Старшіе наши побѣжали изъ оби¬
тели, а намъ-де зачѣмъ въ обители оставаться и какъ-де
Офицеры съ солдатами прибудутъ къ намъ въ обитель и
станутъ спрашивать про старшихъ нашихъ и намъ-де какъ
сказать, куда старшіе наши побѣжали, и въ томъ-де мы
не можемъ имъ отвѣтствія учинить». Послѣ этого здраваго
разсужденія они побѣжали» врозь, кто куда зналъ». Приведенные къ Воейкову раскольники захвачены были
въ различныхъ мѣстахъ; впрочемъ и въ обитель они со¬
шлись изъ различныхъ совершенно противоположныхъ мѣст¬
ностей. Вотъ ихъ показанія: 1) Семенъ Ивановъ, уроженецъ Старорусскаго Уѣзда
Слатвинскаго Погоста, выставки Городецъ, сынъ дьячка. Оідііігесі Ьу Соо^Іе