Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
90 — нѣйшимъ ихъ еретикомъ, Ѳѳдосѣемъ Васильевымъ, и уст¬
рашилъ его, приводя отъ святыхъ книгъ, будто нынѣ цар¬
ствуетъ антихристъ по всей Россіи и вѣра вся антихристова.
Онъ Тюховъ принялъ ихъ ложное ученіе за правду, бѣжалъ
къ нимъ со службы и жилъ у нихъ раскольниковъ до 17 і 9 г.
Нынѣ онъ Петръ чрезъ чтеніе книгъ обратившагося отъ
расколу къ святой церкви Константина Ѳедорова позналъ
ихъ раскольничье неправое къ святой церкви противленіе
и принесъ Богу покаяніе, а царю повинную». При этомъ
Тюховъ подалъ Воейкову реестръ бѣжавшихъ со службы
царскаго величества его сотоварищей солдатъ, укрываю¬
щихся у раскольниковъ Ряпинской Мызы. Это было въ пятницу на страстной недѣлѣ. Воейковъ
далъ пройти свѣтлому воскресенью и въ понедѣльникъ на
святой отправилъ военную команду захватить и расколь¬
никовъ и проживающихъ у пихъ бѣглыхъ солдатъ. По¬
сланные Воейковымъ успѣли захватить только трехъ стар¬
шихъ учителей: 1) Илью Яковлева, 2) Семена Иванова, 3) Ивана Золотова, да изъ «молотчиковъ» раскольниковъ: 4) Калину Михайлова и 5) Якова Григорьева. 18 апрѣля привезли ихъ въ Дерптъ, и въ тотъ же день
бригадиръ Иванъ Лукичъ Воейковъ распросилъ ихъ. Вотъ
что обнаружилось изъ ихъ отвѣтовъ. Въ Ряпинской Мызѣ учреждена была раскольниками _ѳе*
досѣевскаго толка обитель, въ которой главныя началь¬
ствующія лица были: Евстратъ Ѳѳдосѣевъ, сынъ расколо¬
учители Ѳедосѣя, Егоръ Васильевъ, братъ Ѳѳдосѣя, и для
отправленія всякихъ обительскихъ дѣлъ стряпчій Ларіонъ
Бедринскій. Обитель эта устроилась по переходѣ расколь¬
никовъ изъ Вязовой Волости. Послѣ присоединенія сотоварища ихъ, Константина Ѳе¬
дорова, къ православію, раскольники были постоянно въ
страхѣ. Константинъ Ѳедоровъ писалъ къ нимъ письма, Рідііііесі Ьу і^оосіе