Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 89 — скаго пола. Ѳеодосій захотѣлъ переоелиться па новое мѣ¬
сто съ оставшимися братіями, на Ряпину Мызу, въ уѣздъ
Юрьева Ливонскаго (Дерптъ), и съ этою цѣлью отправил¬
ся въ Новгородъ; но тутъ былъ схваченъ, посаженъ въ
темницу и умеръ въ ней въ 1711 году. Впрочемъ, по¬
слѣдователямъ Ѳеодосія отдана была для поселенія Ряпи-
на Мыза; они построили на ней”двѣ обители, мужскую и
женскую, пользовались всѣми житейскими удобствами и
весьма-быстро умножились въ числѣ. Вскорѣ на мызѣ обнаружились внутреннія несогласія и
раздоры. Въ 1718г. настоятель Константинъ Ѳедоровъ «съ
товарищи» обратился къ православію и въ 1719 г. Ряпин-
ская Мыза опустѣла (*]. Вотъ всѣ свѣдѣнія, которыя мы имѣемъ о началѣ, раз¬
витіи и уничтоженіи раскольничьяго толка ѳедосѣевщины
на Ряпиной Мызѣ. Мы дополнимъ ихъ разсказомъ изъ сохранившихся со¬
временныхъ документовъ и подлиннаго слѣдственнаго дѣла
объ окончательномъ уничтоженіи раскольнической , бителн
въ Ряпиной Мызѣ. 1719 г. марта 27, бѣглый солдатъ Петръ Тюховъ, въ
Дерптѣ, явился къ бригадиру Ивану Лукичу Воейкову и въ
письменномъ прошеніи объявилъ, что въ 1705 году онъ
Тюховъ взятъ былъ въ даточные солдаты и до 1707 на¬
ходился въ полку подполковника Полибина. Въ это время
«за частыми свиданіями съ ряпинскими раскольниками» онъ
былъ прельщенъ въ расколъ учителемъ ихъ, дворяниномъ
Захаріемъ Ларіоновымъ Бедринскимъ. Захарій, по словамъ
Тюхова, завелъ раскольническое общежительство съ глав¬ (*) Все это извлечено изъ извѣстнаго сочиненія Макорін епископа вин¬
ницкаго: «Исторія раскола», и книги г. Муравьевѣ «Расколъ, изобличаемый
своею исторіею». Рідііііесі Ьу ^оосіе