Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 8Я - морцами, о пришествіи антихриста и воцареніи его въ рус¬
ской церкви, о непринятіи отъ нея священниковъ, о необ¬
ходимости перекрещиванія для приходящихъ отъ нея въ
расколъ, и проч., Ѳеодосій училъ вмѣстѣ и несогласно съ
поморцами: а) на крестѣ Спасителя дѣлать надпись: I. Н.
Ц. I.; б) бракъ двухъ лицъ, заключенный еще въ русской
церкви до обращенія ихъ къ расколу, признавать за бракъ
законный и не расторгать (эту статью впослѣдствіи ѳео-
досіевцы перемѣнили); в) брашно, покупаемое на торгу,
считать оскверненнымъ и потому очищать молитвами и
поклонами, чего поморцы не соблюдаютъ; г) иноковъ, по¬
стриженныхъ въ русской церкви, не оставлять, по переводѣ
ихъ въ расколъ, въ томъ же старческомъ образѣ, и не
. позволять имъ совершенія духовныхъ требъ, какъ оставля¬
ютъ и дозволяютъ то поморцы, а признавать бѣльцами». Эти нововведенія Ѳеодосія разъединили его толкъ съ
поморскимъ. Несмотря на это, Ѳеодосій ѣздилъ два раза
въ Выговскую пустынь для преній съ отцами поморскими
и въ послѣднее изъ этихъ свиданій въ і 7 06 году, удаляясь
изъ Выговской обители, онъ отрясъ прахъ отъ ногъ своихъ
и произнесъ: «не буди намъ съ вами имѣти общенія ни въ
семъ свѣтѣ, ни въ будущемъ». За тѣмъ Ѳеодосій возвратился къ свОимъ за польскій
рубежъ. Но здѣсь постигло его несчастіе. Однажды, вне¬
запно польскіе воины (жонглеры), ища себѣ добычи, напали
на его обители и однихъ изъ братій поранили, другихъ
даже умертвили—и это начало повторяться нерѣдко. Чтобъ
избѣгнуть отъ насилій, Ѳеодосій послѣ девятилѣтняго пре¬
быванія въ Польшѣ, возвратился съ сообщниками свои¬
ми въ Россію и здѣсь основалъ-было для нихъ два об¬
щежительства въ Великолуцкомъ Уѣздѣ, въ волости Вя¬
зовой; но въ общежительствахъ открылась смертоносная
язва и истребила почти всѣхъ обитателей мужескаго ижен- Рідііііесі Ьу ^оосіе