Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
4 пришествіи антихриста. Петръ—за казни стрѣльцовъ, за пу¬
тешествіе за границу, за бритье бородъ и перемѣну платья
русскаго на нѣмецкое, за преслѣдованіе раскола, за Нѣм¬
цевъ, за войну—былъ означенъ народу раскольниками какъ
антихристъ. Предсказанныя апокалипсисомъ опасности ' и бѣдствія
временъ послѣднихъ дѣйствовали сильно на воображеніе
людей, жившихъ исключительно религіозными убѣжденіями.
Изъ среды народа появились люди восторженные, занятые
одною только мыслію о спасеніи души своей; они думали
объ одномъ какъ бы скрыться отъ антихриста, уйдти въ
пустыню или заключить себя въ монастырь; наконецъ яви¬
лись и такіе, которые, въ Фанатизмѣ своего убѣжденія, для
блага и спасенія душъ народа, рѣшались проповѣдывать
публично противъ царя—антихриста. Мнѣніе о пришествіи антихриста въ лицѣ Петра Вели¬
каго распространилось по всей Россіи, не исключая и Си¬
бири. Къ этому въ особенности' способствовали расколь¬
ничьи тетрадки Григорія Талицкаго (*) и разсказы объ его
мучительной смерти за проповѣдываиіе ученія объ антих¬
ристѣ. Талицкій извѣстенъ былъ народу во всѣхъ концахъ
Россіи. Это видно изъ слѣдственныхъ дѣлъ этой эпохи. У
раскольниковъ того времени Талицкій былъ передовымъ
человѣкомъ. Они уважали, чтили его память какъ чело¬
вѣка, пожертвовавшаго своею жизнію за свое убѣжденіе.
Подлинное дѣло о Талицкомъ до сихъ поръ не отыскано,
и нѣкоторыми свѣдѣніями объ этомъ учителѣ мпъиія объ ’) Нримѣч. Стефанъ Яворскій отыскалъ начальника разглашенія рас¬
кольническаго мнѣнія объ антихристѣ Грягорья Талпцкаго, представилъ
государю в обличилъ его предъ нимъ. (Словарь Бантыша Каменскаго) Сте¬
фанъ Яворскій написалъ извѣстную книгу: «Знаменіе пришествія антихрис¬
това н кончина, вѣка» противъ раскольническаго мнѣнія, что Петръ ан^
тшгрнетъ. Кинга эта напечатана въ первый разъ въ 1703 г. Рідііііесі Ьу ^оосіе