Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
635 — на то его слово ыякто ему не сиорнлъ н разошлись; «то оьт,
услышавъ сумнѣніе къ прежнему оумнѣнію приложилъ; и
послѣ того въ нѣкоторое времи случилось ему читать въ
церкви чаоословъ большой, въ десть, печатанный при царѣ
Алексѣѣ Михайловичѣ, въ которомъ увидѣлъ по'псалмѣ:
- благослови душе моя Господа, «то читается на вечернѣ,
наиечатано аллилуіа дважды и потомъ слава тебѣ Боже—
и потому призналъ разговоры помянутаго попа Васнлья Ан¬
дреева за истину и сталъ молиться образу Богородицыну
чудотворному, который въ той церкви, приходя на одинъ,
чтобъ показала ему путь истинный. И то продолжалъ
съ полъ года со слезами. Между тѣмъ временемъ,
онъ со старицею Елисаветою (которая пришла изъ мо¬
настыря ярославскаго нѣкотораго и жила въ томъ мона¬
стырѣ) началъ разговаривать о томъ своемъ сумнѣніи, ус¬
лышавъ о томъ отъ ней прежде, что она ему сказала съ
великимъ ужасомъ, что де нынѣ вѣра не правая и гово¬
рить де о томъ не смѣю для того, что де нынѣ за то му¬
чать; а потомъ во многіе дни сказала ему подробно какъ
было при Никонѣ, и онъ потомъ ее спрооилъ: гдѣ истин¬
ная вѣра? и она ему сказала: что де истинная вѣра обрѣ-
таетоя въ сокровенномъ мѣстѣ, а именно въ лѣсу, въ ниже¬
городскихъ пустыняхъ, и коли де хочешь опастиоь, то д<
туда поди; и онъ услышавъ отъ ней тѣ разговоры, остав,
все, и жену, и продавъ домъ и прочія нѣкоторыя вещи, че¬
го жена не вѣдала, пошелъ тайно зимнимъ временемъ къ
Ярославло, гдѣ нашелъ старца изъ тѣхъ пустынь бродя¬
щаго, тянемъ Каріока слѣнаго (который ничего не видя,
а ходилъ безъ проводника безъ воякаго претыканія) на
постояломъ дворѣ; а призналъ его такимъ образомъ: что.
онъ сухъ, постенъ, въ худой одеждѣ; какъ ему сказала вы-
шеинсаиная старица, что такіе люди симъ познаваются; &
по разговорамъ, узнавъ его состояніе, просилъ его съ по¬ Оідііігесі Ьу Соо^Іе