Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 634 —- записка, которая была приложена къ письму Макарова къ
Ушакову. «1720 г., Февраля въ 12 день, по указу царскаго ве¬
личества расколыцикъ дьяконъ Александръ въ кабинетѣ его
царскаго величества распрашиванъ, а въ распросѣ сказалъ:
Онъ посадскій, изъ пригорода Костроискаго, называемаго
Нерехта. Въ прошломъ 1701 или 1702 году) въ 28 году
возраста своего, получилъ сомнѣніе въ вѣрѣ христіанской
такимъ образомъ: будучи въ то время діакономъ у церк¬
ви Владимірской Богородицы въ дѣвичьемъ монастырѣ, ко¬
торый въ томъ пригородѣ Нерехтѣ, читалъ печатную кни¬
гу, называемый потребникъ иноческій съ монаканономъ
(которая печатана при царѣ Михайлѣ Федоровичѣ и пат¬
ріархѣ Іосифѣ или въ иное время подлинно не помнитъ), а
въ той книгѣ нашелъ проклятіе ересемъ отъ яковнтъ при¬
ходящимъ (и въ томъ чинѣ такимъ именемъ еретики бы¬
ли въ Греціи), а имянно написано: иже не крестятъ двемя
персты, якоже и Христосъ, да будетъ проклятъ, и то сталъ
размышлять и спросилъ о томъ попа той же церкви Ва¬
силія Федорова, а онъ ему сказалъ, чтобъ онъ не челъ
того. Для чего же де? — (Спросилъ дьяковъ) ие велятъ
де нынѣ сего читать, понеже старое есть, (отвѣчалъ
попъ) —. отъ чего онъ усумнилоя больше и получилъ
боязнь въ сердцѣ и въ томъ былъ съ годъ и послѣ раз¬
говоровъ съ тѣмъ Васильемъ попомъ, по нѣкоторомъ не¬
маломъ уже времени, услышалъ что соборный попъ Ва¬
силій Андреевъ съ другимъ попомъ и прочими причетни¬
ками, стоя въ воротахъ ограды церковной, между кото¬
рыми и онъ былъ, говорили, а имянно. тотъ попъ Василій
Андреевъ, чтб-де латинская ересь есть; еже четырить ал¬
лилуія, то есть, что говорить трижды аллилуіа и потомъ
слава тебѣ Боже, о чемъ де пишетъ Максимъ Грекъ, а въ
которой книгѣ, то уже и онъ Александръ- нынѣ знаетъ, и ,Соо$Іе РідШгесі Ьу '