Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
—,628 — ственную литургію, при церкви повелѣлъ угогговати соб¬
ственное повыше мѣсто, ради удобнаго пароду слышанія,
и на оное мѣото изъ св. церкве пришелъ со святымъ Еван¬
геліемъ, животворящимъ крестомъ, и на уготованномъ на¬
лоѣ Евангеліе велѣлъ положить, и крестомъ всѣхъ собрав¬
шихся благословилъ, и, сотвори молитву съ поклоненіемъ
предъ Евангеліемъ, началъ ко всему народу говорить оице:
«Отцы и матери и вси православвіи христіане! извольте
смотритъ. Азъ къ вамь пришелъ ни коего оружія не взнесъ
ко устрашенію васъ, но точно износъ общее наше христіан¬
ское оружіе, хранящее насъ, святое Евангеліе и животво¬
рящій крестъ, и сего ради никто мене нѳбойтеся,инякоего
страха не имѣйте. Азъ къ вамъ пріндохъ точію при всѣхъ
при васъ съ діакономъ Александромъ вопросами и отвѣ¬
тами размѣнятися: понеже азъ къ-ншгь въ прошлыхъ годѣхъ
послахъ своихъ вопросовъ сто тридеоять, требую отъ нихъ
отвѣтствованія, и они мнѣ прислали своихъ двѣсти четыре-
десять вопросовъ, требуютъ на нихъ у мене отвѣтствованія;
и нынѣ мы при васъ съ ними размѣняемся отвѣтами на
помянутые вопросы, и о отвѣтахъ между собою съ ними
поговоримъ, а вы смотрите и разсуждайте, кто будетъ
изъ насъ нравъ и кто виноватъ*. «И вси тутъ собравшіяся старцы и старицы и бъльды
Евангелію и кресту, перекрести лица своя, поклонятся
съ веселіемъ, потомъ его преосвященству вси поклонился
же съ любовію, благодаряще его за таковое къ нямъ сни¬
сходительное смиреніе». За тѣмъ преосвященный обращалъ
рѣчь свою къ представленнымъ сюда діакону Александру
съ товарищами, и началъ спрашивать Ихъ о вышеописан¬
номъ ходѣ его сношеній съ ними, по поводу взаимныхъ ихъ
вопросовъ и отвѣтовъ. Когда дщкоаоицы, устно отвѣчая
на устные вопросы йрёосвяп(ённаго, разсказали все, какѣ
дѣло предварительно велось, тогда «преоов. ециспоѵь ваялъ Рідііііесі Ьу ^оосіе