Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
623 — справедливо употребляютъ незаконное мѵро, которое сва¬
рилъ для нихъ одинъ изъ ихъ настоятелей Ѳеодосій; съ
другой стороны противъ всѣхъ раскольниковъ за то, что
б) они неправильно совершаютъ во время службы трое¬
кратное кажденіе, кадя дважды прямо, а третій разъ по-
перегъ, тогда какъ по уставу надобно кадить крестооб¬
разно, т.-е. разъ прямо, потомъ поперегъ, какъ крестообраз¬
но мы ограждаемъ себя рукою. Съ этими мыслями, кото¬
рыя знали еще весьма немногіе, діаконъ въ 1706 г., въ
самый день крещенія Господня, при многочисленномъ сте¬
ченіи народа, когда совершался крестный ходъ на воду,
рѣшился кадить крестообразно: народъ, замѣтивъ это, взвол¬
новался и .едва не лишилъ новокадильника жизни; но Алек¬
сандръ спасся бѣгствомъ, склонивъ на свою сторону попа
своего скита, Димитрія, и многихъ другихъ послѣдовате¬
лей, и такимъ-образомъ, послѣ жаркихъ споровъ между
керженскими скитниками, изъ которыхъ одни защищали
мысли діакона Александра, а другіе отвергали, діаконов-
щина утвердилась въ одномъ изъ керженскихъ скитовъ, а
также въ Стародубкѣ и во многихъ городахъ и селені¬
яхъ. Діаконовцы, соотвѣтственно главному отличію сво¬
ему, извѣстны еще подъ именемъ «новокадѵлышковв» (*).
Къ этимъ-то новокадильникамъ или діаконовцамъ Пити-
римъ, будучи еще игуменомъ Переславскаго Никольскаго
монастыря (**), «въ 1716 году Генваря въ 1-й день» на¬
писалъ и отослалъ «различныхъ вопросовъ, числомъ сто
тридесять»; послалъ именно «Балахновскаго уѣзду, Чер¬
нораменскихъ лѣсовъ жителямъ, старцамъ Александру, (*) А. I. Журавлева «Поло. Ист. Изв.», ч. III, стр. 182—3. (••) «Въ 1716 году вопросы числомъ двѣсти четыредееять мы послали
до Вашего Преосвященства; еще тогда Ваше Преосвященство былъ Игу¬
меномъ Переславскаго Никольскаго монастыря»,—писалъ ВарсаноФій въ
своемъ доношеніи, напечатанномъ въ концѣ «Ііращпцы». РідШіесі Ьу ^оосіе