Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
- 620 — присягнуть по присягѣ, въ которой напнсано въ двухъ мѣ¬
стахъ: первое: всѣ еретицы противомыслящіе святымъ всея
вселенныя семи соборомъ да будутъ прокляты. Второе:
вси еретицы да будутъ прокляты, отрицаюбося ихъ и за¬
повѣдей ихъ и иже изволитъ съ ними, и по ихъ еретиче¬
скому преданію бороду брити, и иновѣрныхъ одѣяніе но-
сити и^всего зановѣданія еретическаго.* «И потомъ читалъ надъ нимъ показанный Варѳоломей
очистительныя молитвы, благословилъ крестомъ и велѣлъ
священнодѣйствовать, а рукоположенія ничьего не было.* «И по той причинѣ онъ Авраамій, будучи въ Кержёнцѣ
въ скитѣ наставницы Аѳанасіи, отвратилъ отъ православ¬
ной вѣры въ свою раскольничью вѣру попа Михаила. При
этомъ присутствовали раскольничьи учители старецъ Ни¬
конъ и другіе. «Въ деревни Ключи, которая приписана къ селу ПаФнутье-
ву, жилъ онъ лѣтъ съ семь, и въ это время отправлялъ вся¬
кое священнослуженіе, крестилъ младенцевъ и молитвослов-
ливалъ, всякаго возраста и пола людей исповѣдывалъ и при¬
чащалъ и браки вѣнчалъ, вечерни, утрени, и часы, и молеб¬
ны, и поминовенья по усопшимъ панихиды отправлялъ, и
умершихъ погребалъ по керженскимъ кельямъ. Въ 1719
году, за двѣ недѣли до петрова-дня, священникъ села ПаФ-
нутьева, Иванъ Петровъ, поймалъ его и свезъ въ Нижній
къ епископу Питириму; здѣсь сняли съ него санъ священ¬
ства и отданъ былъ къ розыску, во всемъ повинился подъ
пыткою «въ стряскѣ»; дано ему было 10 ударовъ кнутомъ,
потомъ на площади битъ всенародно, дано ему 40 ударовъ,
и вынуты ноздри, затѣмъ посланъ на каторгу въ Петер¬
бургъ.» Дальнѣйшія похожденія Авраамія намъ извѣстны изъ
предшествующаго разсказа. Въ заключеніе Авраамій сказалъ: Рідііііесі Ьу . зіе