Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 619 — церковныхъ сомнѣніе возъимѣлъ таковымъ случаемъ: по¬
слѣ отъѣзду того дворянина, въ зимѣ въ Ломовъ пріѣхали
керженскіе трудники, для покупки припасовъ, и на ярмар¬
кѣ онъ съ ними сошелся, и по многимъ разговорамъ гово¬
рили они ему, чтобъ онъ побывалъ на Кержеицѣ, и онъ
Авраамій послѣ того насыпалъ гороху четыре воза, и по¬
ѣхалъ съ ними на Керженецъ, и продавши тотъ горохъ въ
керженской ярмаркѣ, скитскіе учители, попъ Лаврентій
да дьяконъ Александръ, взяли его въ свои кельи, и жилъ-
де у нихъ дня съ три.» «И они Лаврентій и Александръ во обращеніе себѣ не
приняли, и съ нимъ ие ѣли и не пили, но только ему гово¬
рили, чтобъ онъ отъ православной церкви отступилъ, и
пріѣхалъ бы къ нимъ съ домовными (съ семействомъ) въ
Керженецъ для того, что въ новой вѣрѣ все повредилось,
и въ церквахъ отъ дней Никона патріарха священнослуже-
ніе совершается оскверненное. Л онъ-де имъ на сіе ска¬
залъ, что де его къ тому раскольничьему согласію давно
есть намѣреніе, и оттуда возвратясь, забралъ домашнихъ и
съѣхалъ въ деревню Ключи; а въ показанные скиты не
поѣхалъ за тѣмъ, что усмотрѣлъ за ними несогласіе въ
кажденіи, потому-что у Лаврентія кажденіе троекратное,
а у Александра крестообразное; и въ той деревнѣ у мужи¬
ка скупилъ пашенный жеребей, и построился своею избою
и оставя священство, жилъ на оброкѣ, давалъ оброку съ
себя въ годъ волостному старостѣ по 1 руб. 23 алт. 2
деньги, да за расколъ въ казну великаго государя по столь¬
ку же. Жилъ тайно и не священнодѣйствовалъ года съ
полтора; тогда скитскіе жители и іеромонахъ Варѳоломей
да старецъ Илья и другіе многіе, всѣ сафонтьева согласія
говорили ему, Авраамію, чтобы онъ священнодѣйствовалъ
попрежнему, по ихъ раскольнической вѣрѣ. Сперва онъ
отказывался, но потомъ согласился и они заставили его Рідііііесі Ьу