Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 614 - принялись за дѣло. Солдатъ повели угощать въ пзбу, а съ
Авраамія и его товарищей сняли «свободно» кандалы и за¬
бросили въ солому подъ сарайную кровлю. Авраамія по¬
мѣстили въ особой избѣ, а его товарищей въ подклѣти. Сидоръ Евсѣевъ далъ знать всѣмъ своимъ сотовари¬
щамъ объ успѣшномъ окончаніи дѣла и на другой же депь
къ Авраамію явился его старый другъ, дьячокъ Артемій
Андреевъ. Артемій былъ когда-то керженцемъ и жилъ въ кельѣ
у Авраамія дьячкомъ, потомъ перебрался въ Москву и велъ
жизнь разнообразную: то таскался по городу, прося ми¬
лостыни по раскольникамъ, то разъѣзжалъ по деревнямъ
подмосковнымъ, скупая различныя мелочныя харчи, училъ
у раскольниковъ дѣтей грамотѣ, училъ и взрослыхъ «отъ
божественнаго писанія». Бо время пріѣзда Авраамія въ
Москву Артемій жилъ за Яузою у Андроніева Монасты¬
ря, въ домѣ княгини Марьи Алексѣевны Львовой и училъ
у нея дѣтей грамотѣ. Теперь Артемій вступилъ опять въ прежнюю свою долж¬
ность дьячка и вмѣстѣ съ Авраміемъ посѣщая свою бра¬
тію, исполняя служебныя требы. Но раскольники побоялись, чтобы не открыли Авраамія
и чрезъ шесть дней перевезли его въ село Покровское
къ крестьянину Семену Полуэктову. Этотъ новый хозяинъ
Авраімія, оброчный крестьянинъ села Покровскаго, былъ
прежде православный р только за годъ до пріѣзда въ
Москву Авраамія пришелъ въ расколъ. Вотъ собственное
объясненіе Семена при слѣдствіи: «сложеніе-де перстовъ
содержалъ онъ отъ роду своего трехперстное, первыхъ
перстовъ правой руки, а нынѣ де то сложеніе содержитъ
противно, двумя персты, тому другой годъ, усмотри на
иконѣ всемилостивѣйшаго Спаса оное начертаніе перстовъ,
который образъ и нынѣ у него Семена, а вымѣнялъ де онъ Оідііігесі Ьу Соо^Іе