Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 603 — его, будучи вдовый, а съ нимъ и онъ, Кузьма, сь женою
своею Дарьею изъ того села сошли въ Нижегородскій
уѣздъ, въ Керженскіе Лѣса для того, что, за скудостію,
государевыхъ податей и монастырскихъ оброковъ платить
имъ стало не чѣмъ, и въ томъ лѣсу построй келью, жилъ
онъ Кузьма съ нимъ, отцомъ своимъ, вмѣстѣ, а жена его
Кузьмина жила въ пустынѣ, что на Бельмушѣ, а въ кото¬
рой, того именно не знаетъ, и отецъ его и жена живучи въ
тѣхъ мѣстахъ померли. Прежде крестился онъ сложеніемъ
трехъ первыхъ крестовъ, а теперь крестится онъ сложе¬
ніемъ: первый большой перстъ приложа къ двумъ мень¬
шимъ, а научился тѣмъ сложеніемъ креститься живучи въ
тѣхъ Керженскихъ Лѣсахъ, для того, что тѣхъ лѣсовъ жи¬
тели крестятся таковымъ же крестомъ». Отъ обвиненія Левшутина отперся. Привели послѣдняго раскольника Никиту Никифорова.
Онъ объявилъ себя посадскимъ человѣкомъ города Шуи.
«Тому лѣтъ съ десять, сошелъ въ Балахонскій уѣздъ въ
Керженскіе Лѣса, для спасенія души своей, присмотря въ
божественномъ писаніи о пустынныхъ жителяхъ, для того
что онъ грамотѣ умѣетъ, и построй въ тѣхъ лѣсахъ келью,
жилъ съ пришлымъ человѣкомъ, со старикомъ Ѳедоромъ
Андреевымъ, а какова чипу — не знаетъ, и женатъ онъ,
Никита, не бывалъ». «Крестится онъ Никита сложеніемъ большой перстъ съ
двумя меньшими персты съ малыхъ лѣтъ по наукѣ отца
своего Никифора Степанова, а отецъ же духовный, какъ
еще жилъ онъ въ Шуѣ, у него Никиты былъ того же го¬
рода церкви Бориса и Глѣба, попъ Григорій Васильевъ, и
по исповѣди во святый великій постъ святыхъ тайнъ отъ
него причащался, и послѣ сходу его изъ Шуи, тотъ отецъ
духоввый умре, а нынѣ онъ отца духовнаго не имѣлъ для того, что въ Керженскомъ Лѣсу, гдѣ овъ жилъ, поповъ * Оідііігесі Ьу Сосите