Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 602 — душъ своихъ, для того, что въ тамошнихъ мѣстахъ жи¬
тели крестятся по старому, сложеніемъ большой перстъ съ
двумя меньшими*. Иванъ выучился креститься такъ еще въ Москвѣ у от¬
ца своего духовнаго, попа церкви Харитона Исповѣдника,
что въ огородникахъ Артемія Львова. Брать Василіи (о—
вдовѣлъ) и остался на Москвѣ; кормился ходя по-міру «для
того, что глазами ничего не видѣлъ». Три брата, придя въ Керженскіе Лѣса, построили себѣ,
келью и жили вмѣстѣ, а жена Иванова, Ѳекла, жила въ
особой кельѣ съ женщинами, «монашескимъ уставомъ». То¬
му недѣль пятьнадцать, жена Иванова умерла, также и
братъ Андрей, тому лѣтъ двѣнадцать». «Братъ Василій, во время житья на Москвѣ, съ другими
людьми былъ взятъ въ патріаршъ приказъ, а потомъ всѣ
освобождены» и никто изъ нихъ не сожженъ. «Послѣ сего
Василій жилъ въ Московскомъ уѣздѣ въ дворцовомъ селѣ
Воздвиженскомъ, въ богадѣльнѣ, гдѣ прошедшею осенью
и умеръ». Левшутинъ обвинялъ Ивана Андреева въ томъ, что онъ.
приходилъ къ нему въ тюрьму въ Нижнемъ и уговаривалъ
его также, чтобъ онъ «очистилъ брата Кузьму», и гово¬
рилъ, что когда повезутъ Левшутина къ Москвѣ, «то мы
тотчасъ тебя освободимъ». Иванъ Андреевъ въ этомь не
сознался. Привели раскольника Кузьму Павлова, на котораго по¬
казывалъ Левшутинъ, что онъ слышалъ, какъ Кузьма Ан¬
дреевъ бранилъ царя Петра антихристомъ. Кузьма Павловъ также разсказалъ о себѣ: онъ былъ
крестьянинъ вотчины Чудова монастыря, Ярославскаго
уѣзда, села Мышкина, жилъ прежде въ этомъ селѣ съ от¬
цомъ своимъ Павломъ Родіоновымъ вмѣстѣ на одномъ
лрестьянскомъ тягломъ жеребьѣ, а тому лѣтъ шесть, отецъ Рідііігесі Ьу Сюосіе