Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 597 — жалѣлъ, что нѣтъ такого человѣка, какъ Талицкій, чтобъ
обличить передъ народомъ антихриста. Кузьма Андреевъ отпирался. «Такихъ словъ, какъ на
него говоритъ Левшутинъ, не говаривалъ и Талицкаго не
зналъ, и случаю съ нимъ нигдѣ не бывало, а говоритъ ему,
Кузьмѣ, про великаго государя такихъ непристойныхъ
словъ невозможно для того, что въ божественномъ-де пи¬
саніи объ антихристѣ пишутъ подлинно: Царство его анти¬
христова будетъ только семь лѣтъ и по обличенію проро¬
ческому разорится, а онъ великій государь царствуетъ
тому больше двадцати лѣтъ; да и въ молитвахъ своихъ за
государя у Бога просятъ они: помилуй Господи, царя на¬
шего Петра и умножи лѣтъ живота его и покори ему
Господи подъ нозѣ вся языки; и о здравіи государынь ца¬
рицъ и государя царевича и царевенъ и за весь синклитъ
Бога молятъ же, а во время святыя службы: утрени, ча-
оовь, вечерни, ектеніи, многолѣтія они не поютъ для-того,
что поповъ у нихъ нѣтъ а вмѣсто многолѣтія пропоютъ
трижды Господи помилуй, для-того въ томъ отпускѣ го¬
сударево имя и не упоминается». Вертѣлся старецъ Кузьма
предъ грознымъ княземъ Ромодановскимъ и старался вы¬
путаться. Но Левшутинъ указалъ на Кузьму Панфилова,
своего керженѳцкаго хозяина, при которомъ происходили
и церковныя пѣснопѣнія и проповѣди и бесѣды объ анти¬
христѣ и о Петрѣ. Привели Кузьму Панфилова: Онъ разсказалъ о ссбъ то, что мы уже о немъ знаемъ,
только, въ оцравданіе, прибавилъ: «что онъ грамотѣ не
ученъ, живучи въ деревнѣ въ церковь Божію съ женою
къ пѣнію хаживали и отца духовнаго имѣли; былъ у нихъ
отецъ духовный Ярославскаго Уѣзда села Новаго, церкви
Флора и Лавра, попъ Василій Михайловъ, и святыхъ тайнъ
причащались въ старости своей по вся годы, но моли- Рідііііесі Ьу і^оосіе