Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 595 кельяхъ я другіе, какъ и онъ, Кузьма, сколько человѣкъ
и кто именно—не знаетъ. «И живучи въ тѣхъ кельяхъ молятся по старинѣ, сла- ■V гая большой перстъ съ двумя малыми, для того, повелѣ¬
ваетъ тако слагать святое писаніе, а именно о томъ на¬
писано въ книгѣ Кирилла Іерусалимскаго, й въ Псалтири
со слѣдованіемъ; утреню и часы и вечерню, ноютъ сами
но книгамъ старой печати, и святымъ иконамъ, и живо¬
творящему кресту поклоняются, и святыхъ угодниковъ бо¬
жіихъ почитаютъ; и живучи въ тѣхъ кельяхъ, питаются
рукодѣліемъ своимъ^ чтб сдѣлалъ, продадутъ, отъ того и
пищу себѣ пріемлютъ. «А прежде сего, какъ жили на Москвѣ, отца духовнаго
онъ, Кузьма, имѣлъ церкви Харитона Исповѣдника, попа
Артемья Львова; а нынѣ у него, Кузьмы и у брата его,
Ивана, отцовъ духовныхъ нѣтъ, потому-что близь ихъ
келій священниковъ нѣтъ, а которые въ тѣхъ лѣсахъ по¬
мираютъ и тѣхъ погребаютъ они близь келій своихъ сами,
безъ священниковъ, съ отпѣваніемъ, какъ подобаетъ хри¬
стіанину, только вмѣсто исповѣди на всякъ день другъ
отъ друга получаютъ прощеі іе, и то причитаютъ вмѣсто
покіаянія. И нынѣ онъ, Кузьма, отца духовнаго желаетъ, только
священника дрѳветго, такого, которыйбы служилъ но вто¬
рымъ книгамъ и требникамъ. А которые служатъ по ново¬
изданнымъ книгамъ, тѣхъ они опасны, чтобъ не погрѣ¬
шить въ вѣрѣ; а братья-де его Иванъ нынѣ въ Нижнемъ
Новѣгородѣ за карауломъ, а Аѳанасій умрѳ, тому двѣ¬
надцать лѣтъ, и погребенъ имъ близь кельи. <А въ Великомъ Новгородѣ онъ, Кузьма, на архіерей¬
скомъ дворѣ былъ въ малыхъ лѣтахъ, назадъ .тому лѣтъ
съ сорокъ и болѣе, до бунта Стеньки Разина^ я держакъ
былъ для того: въ малыхъ лѣсахъ еъ пріѣзжимъ старцемъ РідііігесІ Ьу Соо^Іе