Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 587 — торые по указамъ тому (то-еоть пыткѣ) подлежатъ, съ.
ними поступать такъ, какъ указы повелѣваютъ непремѣнно.
(Указъ 1762 г. декабря 25 «Полн. Соб. Зак.», т. XVI, ст.
11,717. О поступаніи въ пыткахъ по дѣламъ со всевоз¬
можною осмотрительностію). Въ 1763 году 15-го января Екатерина 11, лично при¬
сутствуя въ сенатѣ, приказала объявить повелѣніе, «чтобъ
стараться какъ возможно кровопролитіе уменьшить», и тогда
только употреблять по закону пытку, когда «всѣ способы
не предуспѣютъ». Все еще пытка признается законною! Правительствующій Синодъ, къ чести его, открылъ пер¬
вый дорогу къ уничтоженію пытки. Въ 1767 году онъ
объявилъ по духовному вѣдомству указомъ отъ 7-го іюня.
(Полн. Соб. Заковъ, т. XVIII, ст. 12,909). Духовные командиры наказывали священнослужителей
тѣлесно и дѣлали пристрастные разспросы (то-есть пытку)
чрезъ это духовенство, а особливо священнослужители; ска¬
зано въ указѣ,—теряютъ должное, по характеру своему, отъ
общества почтеніе; паствѣ же ихъ подается немалый соб¬
лазнъ и причина къ презрѣнію». Синодъ предписалъ повсю¬
ду дѣйствовать преимущественно мѣрами кротости, увѣ¬
щанія и милосердія. «Священникамъ и іеромонахамъ, какъ
пристрастныхъ допросовъ, такъ и никакихъ тѣлесныхъ на¬
казаній чрезъ побои въ духовныхъ командахъ отнюдь не
чинить, а единственно исправлять, вмѣсто тѣлеснаго на¬
казанія, приличными духовенству трудами и отрѣшеніемъ
отъ дохода и отъ прихода по разсмотрѣнію». Наконецъ, въ «Наказѣ» коммиссіи о сочиненіи проекта
новаго «Уложенія» (1767 г. іюля 30-го Поли. Соб. Зак,
т. XVIII, ст. 12,949) Екатерина П ясно и подробно анали¬
зировала пытку: «Употребленіе пытки противно здравому, естественному
разсужденію; само человѣчество вопіетъ противъ оныхъ □ідііігёсі Ьу Соо^Іе