Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 55 — свчъ годовы, а имядно: попу Никифору въ Москва у Тіунской
палаты и поставить ва кодъ, а Глѣбу и Ивану на Пенза и голо¬
вы идъ поставить ва столбъ съ головою Левина, и выставить
листы съ надписаніемъ винъ ихъ, потому, что помянутый Ле¬
винъ въ раопросахъ и съ розысковъ, сказалъ, что злыя слова,
касающіяся къ высокой персона Его Императорскаго Величе¬
ства и возмутительные къ бунту онъ, Левинъ, имъ попамъ на
исповади сказывалъ, а. они, попы, въ распросахъ и съ розы¬
сковъ же сказали, что такія злыя слова отъ него, Левина, на
исповади они слышали, а попъ Никифоръ и сообщникомъ себя
съ нимъ, Левинымъ, въ оной злоба показалъ, о чемъ прежде
розыску винился, а понеже всвмъ извѣстно и разсудительно
есть, что ежели кто при исповади объявитъ духовному отцу
своему нѣкоторое, хотя и не сдаданное, но уже къ дал у намѣ¬
ренное отъ него воровство, наипаче же изману или бунтъ на
государя или на государство, или злое умышлѳніе или поноше¬
ніе на честь или здравіе государево, и на Фамилію Его Величе¬
ства, а объявляя толикое намаряемоѳ зло, покажетъ себя, что
не раскаявается, но ставитъ себа въ истину и наиаревія своего
не отлагаетъ и неяко грахъ иоповадуетъ, во паче, дабы такой
согласіемъ или молчаніемъ духовника своего въ намѣреніи сво¬
емъ утвердился, то долженъ духовникъ не тонко его запрямо
исповѣданные грахи прошенія и разрѣшенія не сподоблять (не
есть-бо исповадь правильная, аще кто не всахъ беззаконій сво¬
ихъ кается), но и донести вскорѣ о немъ гдѣ надлежитъ безъ
сомнѣнія', ибо симъ объявленіемъ духовникъ не объявляетъ со¬
вершенно исповади и не преступаетъ правилъ, но и еще и ис¬
полняетъ ученіе Господне, тако рѣчѳиное: аще согрѣшитъ къ
теба братъ твой, иди и обличи его между тобою и тамъ еди-
ненъ, и аще теба послушаетъ, пріобрѣлъ еси брата твоего и прот-
чая, аще же не послушаетъ, поваждь церкви; и отъ сего вся¬
кому разсудительно есть, что когда уже такъ о братва согрѣ¬
шеніи до единой точію обиды или до подобнаго той касающем¬
ся поваждать церкви Господь повелѣваетъ, то кольми паче о
злодѣйственномъ на государя или на государство умышлевіи и
о хотящемъ ото того быть вреда доносить и объявлять долж-
по есть, къ тому жъ и ставленными грамоты отъ архіереевъ
священникомъ даемыми повелавается,- всякому іерею по древне¬
му отеческому преданію исповадывавшихъ своя совѣсти вящшія Оідііігесі Ьу Соо^Іе