Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 571 — тахъ имѣя наклонность къ отшельнической жизни, онъ
удалился сперва на польскую границу, въ Стародубокую
Область. На Вѣткѣ, въ покровскомъ раскольничьемъ мо¬
настырѣ, какъ предполагаютъ, онъ постригся въ монаше¬
ство; но здѣсь остался недолго и возвратился на родину,
въ Керженскія и черяораменскія лѣса, къ своимъ сотова¬
рищамъ. Любовь къ изученію истины заставила его пере¬
читать всѣ книги, рукописи и соборныя посланія противъ
раскола. Мало-по-малу онъ самъ-собою обратился изъ
раскола въ правовѣріе и сдѣлался самымъ ревностнымъ
ихъ гонителемъ. Въ 1701 году мы его находимъ уже въ
Никольскомъ Переяславскомъ монастырѣ, на болотѣ, въ
Переяславлѣ-Залѣсскомъ. Здѣсь, вовремя шведской войны,
познакомился съ нимъ Петръ І-й. Въ 1707 году Питириму
поручено было искоренить расколъ, распространившійся
значительно въ Юрьевецкомъ и Балахвинскомъ Уѣздахъ.
Въ 1718 году Питиримъ назначенъ архимандритомъ Кер-
жебельмашскаго Успенскаго монастыря, имъ самимъ осно¬
ваннаго. Въ 1719 году марта Г 3-го хиротонисанъ въ епи¬
скопы нижегородской епархіи. Въ этомъ году онъ заслу¬
жилъ особенное благоволеніе Петра за приведеніе ересе¬
начальниковъ Варсонофія и дьякона Александра къ созна¬
нію въ «неправой ихъ вѣрѣ». Объ этомъ мы разскажемъ въ
послѣдней статьѣ «Дьяконовщина». Въ 1723 г., по пред¬
ставленію Питирима, Петръ отмѣнилъ штрафъ съ расколь¬
никовъ за небритье бородъ и ношеніе русскаго платья,
также, чтобъ не ссылать ихъ въ Сибирь; велѣно только,
чтобъ раскольникамъ выдавали особый знакъ, изобличаю¬
щій ихъ въ необращевіи; вмѣсто Сибири, опредѣлено ссы¬
лать въ Рогервикъ. Впослѣдствіи Питиримъ присутство¬
валъ въ Святѣйшемъ Синодѣ и скончался въ 1738 году
8-го мая. Возвратимся къ нашему разсказу. Рідііііесі Ьу ^оосіе