Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 53 — злыя слова сказывалъ онъ архіерею Рязанскому, далейбъ-гвар-
діи солдату Ивану Ростригвиу ■ сродникомъ своимъ Левинымъ,
также-де и отъ архіерея н Растригнва и Невскаго моиаотыря
отъ старца Прозоровскаго и Соловецкаго монастыря отъ стар¬
цевъ же будто нѣкоторыя злыя слова онъ, Левгаъ, слышалъ; а
потомъ въ 'повинномъ своемъ распроса показалъ, что суще-де
та во* злыя слова на нихъ архіерея Рязанскаго и на протчнхъ
затѣялъ онъ нанрасно, желая, чтобъ онн вмастѣ съ нимъ стра¬
дали и потому злоба его явна показалась, понеже желалъ онъ,
дабы невинныя купно съ нимъ виновнымъ напрасное озлобленіе
терпали, да онъ же, Левинъ, при распросахъ своихъ собою по¬
казалъ, что-де вѣру православную христіанскую онъ охуждаетъ
я шо и кровь Христа Спасителя нашего за истинное тало и
кровь его не пріемлетъ и святыя иконы называетъ идолами: и
«жели-де его допустятъ, то оиъ ихъ исколетъ, и тамъ онъ, Ле¬
винъ, показалъ себя нетокмо злымъ порицателемъ Его Импе¬
раторскаго Величества Высокія персоны и злодаемъ къ народу,
но и богохульникомъ и иконоборцемъ; а въ уложеньа въ пер¬
вой глава въ первой статьа напечатано: «буде кто иноверцы ка¬
кія-нибудь вары или русскій человакъ возложитъ хулу на Го¬
спода Бога н Спаса нашего Іисуса Христа или на рождшую Его
Пречистую Владычицу нашу Богородицу н Присно-Даву Марію,
или на честный Крестъ или на святыхъ Его угодниковъ, и про
то сыскивати всякими сыски накрѣпко, да будетъ сыщется про '
то до пряма, и того богохульника обличивъ казцнтн зжечъ»,
да во второй же глава въ первой статьа напечатано: «буде кто
какимъ умышленіемъ учнетъ мыслить на гооударское здо¬
ровье злое дало, и про то злое его умышленіе, кто изваститъ и
по тому извату про то его злое умышленіе, оыщется до пряма,
что онъ на Царское Величество злое дало мыслилъ и дѣлать
хоталъ, и такова по сыску казнить смертію», да въ военномъ
артикула въ первой глава о страса Божіимъ напечатано: ар¬
тикулъ третій: «кто ямяни Божію хуленіе приноситъ и оное пре¬
зираетъ и службу Божію поноситъ и ругается слову Божію и
святымъ таинствамъ и весьма въ томъ онъ обличенъ будетъ,
хотя сіе во пьянства или трезвомъ ума учинится, тогда ему
языкъ раскаленнымъ желазомъ прозженъ и потомъ отсѣчена
глава да будетъ.» Артикулъ двадесятый: «кто противъ Его Ве¬
личества особы хулительными словами пограшитъ, Его дайство Оідііігесі Ьу Соо^Іе