Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 565 — рецъ принесенъ быль образъ Пресвятыя Богородицы, и онъ,
государь, тому образу молился со слезами. — Куда-де какую притку сказываешь ты про Петра!
отвѣчалъ наомѣшливо раскольникъ Кузьма Павловъ. Въ
книгахъ писано, что онъ антихристъ лукавъ и къ церкви
прибѣженъ будетъ и ко всѣмъ милостивъ будетъ; а что
Петръ въ церковь ходитъ—и въ церквахъ нынѣ святости
нѣтъ, для того ему и не возбраняется. А чолъ ты тетрадь
учителя Кузьмы Андреева? лихо на него, Петра, въ тет-
раткѣ показано! Вмѣшался въ разговоръ Никита Никифоровъ. —. Ныньчѳ былъ у насъ съ «Починокъ» человѣкъ, былъ
въ Питербургѣ, сказывалъ про тамошнія чудеса: собралъ
де онъ, Петръ, бѣглыхъ солдатъ человѣкъ съ двѣсти, и
поставя на колѣни, велѣлъ побить до смерти изъ пушки.
Эко стало нынѣ христіанамъ ругательство! Да что, полно
говорить: страшно; называемъ его антихристомъ, а нѣтъ
ли его здѣсь, въ лѣсу? Видите вы и сами, какое смятеніе
и между нами... Панфиловъ не далъ продолжать Никифорову. — Что мотаться! антихристъ онъ да и все тутъ. Кузь¬
ма Андреичъ сказывалъ, что онъ, Петръ, у образа Гос¬
пода Саваоѳа отъ вѣнца отнялъ два рога да и подложилъ
коню подъ чрево. — Какъ отнялъ и положилъ подъ чрево? — Я человѣкъ неграмотный, не умѣю, какъ растолко¬
вать; ну, говоритъ Кузьма Андреичъ:—что положилъ рога
подъ чрево лошади... ну и знай, какъ знаешь! Вотъ попов¬
щина, они. передъ нами правы: они за царя Бога молятъ, а
у насъ коли кто спрошаетъ, какъ мы Бога за царя молимъ?
Мы, какъ и сказать—незнаемъ, и только молимъ: обрати
Господи Петра въ нашу христіанскую .вѣру. Скучно проводилъ время Левшутинъ между раскольни¬ Оідііігесі Ьу Соо^Іе