Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 562 — Изба раздѣлялась сѣнями на двѣ половины, или большія
комнаты; въ одной была молельня, въ другой — жилая
свѣтлица. Ови вошли въ молельню. Кругомъ, вдоль бре¬
венчатыхъ стѣнъ, висѣли старинные образа, большіе и ма¬
лые, всѣ писанные на деревѣ. Въ иереднемъ углу, въ ико¬
ностасѣ, стояли образа Преображенія Господня, Печерскія
Богородицы, Воскресенія Господня, Казанскія Богородицы,
Николая Чудотворца, въ серебряныхъ окладахъ съ вѣнца¬
ми. Передъ нѣкоторыми теплились лампады, передъ дру¬
гими догорали восковыя желтыя свѣчи. Тутъ же стоялъ
налой и на немъ евангеліе въ мѣдной оправѣ; вдоль стѣнъ
были лавки, на которыхъ были разбросаны рукописныя
тетрадки и книги различнаго Формата, въ деревянныхъ и
кожаныхъ переплетахъ. Кузьма Андреевъ потушилъ свѣчи, горѣвшія передъ об¬
разами, и началъ бесѣду съ Левшутинымъ. Онъ разсказалъ
ему о ихъ житьѣ въ лѣсахъ, о трудахъ, о лишеніяхъ, о
спасеніи души и началъ уговаривать Левшутина остаться
жить у нихъ. — Почто тебѣ назадъ идти? говорилъ Кузьма Андре¬ евъ. — Здѣсь вашей братьи много, всякихъ чиповъ людей.
Поживешь съ нами, познаешь нынѣшнее время, истинную
вѣру здѣсь, у насъ, въ лѣсу. Нынѣ царство антихристово,
и вы, невѣдники, погибаете. Поживи у насъ: я тебѣ всю
тайну открою. • Левшутинъ былъ служилый человѣкъ: были близки серд¬
цу его разсказы, слышанные имъ въ Москвѣ о военныхъ
доблестяхъ Петра; и хулы на Петра были ему не¬
пріятны. — Для чего ты такъ неистово говоришь? отвѣчалъ онъ
учителю:—за таковыхъ человѣкъ, которые побіены бу¬
дутъ на службѣ за вѣру Христову и за царя-Государя, за
тѣхъ соборная апостольская церковь умоляетъ. • Оідііігесі Ьу Соо^Іе