Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 561 — Начало уже свѣтать; лѣсъ рѣдѣлъ. Левшутину послышалось
«евдалекѣ церковное пѣніе мужскихъ и женскихъ голосовъ;
«но становилось все громче-и-громче, и когда вышли на
поляну, Левшутинъ ясно услышалъ хорное пѣніе: «Госпо¬
ди помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!» Большая сооновая изба стояла на полянѣ, обнесенная
наборомъ и съ навѣсами внутрь двора. Изба была съ под¬
клѣтью; входъ былъ на дворѣ, съ крыльца по темной лѣст¬
ницѣ. Три окна выходили на дворъ, одно, маленькое, на по¬
ляну. Въ кельѣ, на лѣстницѣ, на крыльцѣ толпились му¬
жики и бабы всякаго возраста. Панфиловъ съ Левшутинымъ
«ачали пробиваться по лѣстницѣ, но толпа хлынула на¬
задъ и увлекла ихъ снова на крыльцо. Учитель Кузьма Андреевичъ вышелъ изъ кельи и сѣлъ
у крыльца на прилавку; у него въ рукахъ были книги и
тетрадки. Народъ обступилъ учителя и онъ началъ гово¬
рить, то смотря въ книги, то въ тетрадки. Вотъ что услы¬
шалъ Левшутинъ: •Вотъ книги: «Кирилла Іерусалимскаго»,«Апокалипсисъ»,
«Маргаретъ», говорилъ Кузьма, показывая книги народу.
«Я шлюся на божественное писаніе. Слушайте! Ныньче уже
въ мірѣ антихристъ есть и никто души своей не спасетъ,
аще не придетъ къ иамъ, христіанамъ; а которые ныньче
.живутъ въ мірѣ, помрутъ, и намъ тѣхъ поминать ненадо и
«е довлѣетъ: для того, что Никонъ патріархъ нарушиль
вѣру христіанскую и ныньче святости никто не обрѣтаетъ...» Проповѣдь кончилась. Народъ отступилъ отъ учителя;
онъ сталъ на крыльцѣ лицомъ къ толпѣ, изъ которой на¬
чали отдѣляться мужики и бабы: это были новички; они
подходили къ учителю, подавали ему правую руку и Кузь¬
ма училъ каждаго креститься «слагая большой перстъ съ
двумя меньшими». Скоро съ поклона'ми всѣ разошлись и
Левшутинъ, по знаку учителя, пошелъ къ нему въ келью. Оідііігесі Ьу Соо^Іе