Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
4 — 43 — и Левинъ не скрылъ этого н прибавилъ: «а ежели де его
Левина въ винѣ его хотя и простятъ, да будутъ чинить
ему смертную казнь, то де онъ Левинъ покаянія требовать
не будетъ, а будетъ умирать въ прежнемъ своемъ зломъ
мнѣніи и въ порицаніи имени его императорскаго величества,
якобы за правду свою онъ Левинъ казненъ и сіе сказалъ онъ
Левинъ не въ безуміи, но въ цѣломъ умѣ и самую истину
и подписуется при семъ своею рукою». Разумѣется, условія, предлагаемыя Левинымъ, не были
приняты и іеремонахъ Рѣшиловъ черезъ два дня, 15-го
іюля, пришелъ снова уговаривать его. Въ этотъ разъ Ле¬
винъ сослался на свою болѣзнь и безуміе и что во время
припадковъ говорилъ тѣ злыя слова и просилъ у его импе¬
раторскаго величества милостиваго прощенія, а отъ пра¬
вительствующаго сената и святѣйшаго сѵнода милостиваго
разсужденія и отдается имъ, какъ соизволятъ о немъ
убогомъ и скудоумномъ.» Левинъ показалъ такое искреннее раскаяніе, что даже
принялъ отъ Рѣшилова просфору, и поцѣловалъ ее въ знакъ
отреченія отъ раскола «и взялъ молитвенникъ курской пе¬
чати». Но не изъ убѣжденія, но изъ страха смертной казни
было это раскаяніе и потому, когда Рѣшиловъ ушелъ отъ
него, вѣрованія всей жизни не могли такъ быстро исчез¬
нуть изъ этой Фанатической души. Левинъ взглянулъ на
просфору, на ней былъ крестъ чѳтвероконечный, а не ста¬
ринный; развернулъ молитвенникъ и встрѣтилъ опять, что
въ немъ написано Господи Іисуса Христе Боже нашъ по¬
милуй насъ, а по старинному слѣдуетъ: Господи Іиоусе Хри¬
сте Сыне Божій помилуй насъ. Рѣшиловъ оставилъ ему ко¬
пію съ его покаянія; онъ перечелъ её, и увидѣлъ, что онъ
солгалъ, что сказалъ не то, что дѣйствительно думалъ—и
въ бѣшенствѣ бросилъ отъ себя прочь и просфору и молит¬
венникъ, а покаяніе твое письменное разорвалъ на клочки. Оідііігесі Ьу Соо^Іе