Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— +19 — «'ДА его Ѳеодосія не прилунится, то Евангеліе читаетъ
главный учитель Семенъ Денисовъ и прочіе раскольники,
кои стоятъ. на клиросѣ; и въ ту часовню того Выгозер-
скаго общежительства живущіе раскольники собираются и
моденіе отправляютъ по раскольническому суемудрію, и
образы и книги все имѣются раскольническіе, которыхъ-
де образовъ имѣется въ той часовнѣ множественно, изъ
которыхъ мѣстный образъ Богородиченъ въ окладѣ, да
образъ Всемилостиваго Спаса въ окладѣ-же, и прочихъ
мелкихъ образовъ въ окладѣ множественно-жъ, такожъ и
гладкихъ иконъ и мѣдныхъ створовъ, въ коихъ имѣются
двѣнадесятые праздники, и прочихъ мелкихъ литыхъ
створовъ тройныхъ и книгъ имѣется множественное жъ
число, на коихъ-де тройныхъ створахъ въ срединѣ изо¬
браженіе Спасова образа, а по сторонамъ образъ Богоро¬
диченъ, да Іоанна Предтечи, и прочихъ Святыхъ, а на
другой сторонѣ крестъ осмиконечный, о коемъ они ра¬
скольники разсуждаютъ, что тотъ крестъ распятъ на
трехъ древахъ: певгѣ, кедрѣ и кипарисѣ, который-де
осьмиконечный крестъ до Никона Патріарха печатанъ и на
просфорахъ, а который-де- нынѣ на церквахъ четвероко-
«ечный крестъ, молиться они раскольники не велятъ, и.
называютъ тотъ четвероконечный крестъ крыжомъ, они
раскольники въ церковь ходить не велятъ, да посреди той
часовни повѣшено паникодило мѣдное, да при той часовнѣ
колокольня, на которой имѣется шесть колоколовъ, изъ
коихъ большой въ деоять пудъ, а прочіе въ каковой вѣ¬
сомъ пудовъ, того сказать онъ неуиомнитъ; и когда въ
той часовнѣ оные раскольники на молитвѣ бываютъ, и въ
то время благовѣстъ и звонъ отправляются, яко бы и при
церкви обыкновенно; когда жъ-де прилучится Господскій
праздникъ, и тогда-де имѣющійся въ томъ общежитель¬
ствѣ келарь Ѳедоръ Ивановъ къ начатію часовъ прино- Рідііііесі Ьу ^оосіе