Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 401 — чтожить общежительство.—При этой суматохѣ, явились и
•своевольники» хотя и ие въ большомъ числѣ, которые под¬
бивали чтобъ поскорѣе сожглись, замышля воспользо¬
ваться имуществомъ и бѣжать—толкали, торопили соби¬
раться въ часовню, которая приготовлена была для его-
рѣнія. Иванъ Филипповъ «видя такое великое собраніе и плачь,
покаяніе и ревность»—самъ началъ колебаться «чтобъ воз-
браненіемъ не учинилось такому благому дѣлу препят¬
ствіе и оамъвельМи плача и рыдая и помышляшѳ и самъ съ
ними пострадати аще въ монастырь отъ Самарина будетъ
какая присылка или кои братія съ Лексы о чемъ пошли въ
монастырь, аще то учинятъ, то онъ на то и самъ готовъ
и нрежде сего хотѣлъ и желаніе на то было». Съ любовію говорилъ онъ плачущимъ: если отъ Сама¬
рина придутъ солдаты «готовъ съ вами страдати а прежде
сего времени ничего сего не творите безъ благословенія,
ждите сего времени, а сами готовитеся на волю Божію, что
онъ свѣтъ устроитъ». Въ такомъ положеніи нашелъ братію новый посланный
изъ Выгорѣцкаго монастыря Никита Филипповъ. Отъ име¬
ни Семена Денисова онъ пріѣхалъ въ монастырь за Ива¬
номъ Филипповымъ, съ приказаніемъ отъ Денисова всей
братіи терпѣть и не сожигаться. Приказаніе Денисова было свято для раскольниковъ —
они подчиннились ему. Между тѣмъ Самаринъ въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ
распросивши нѣкоторыхъ указанныхъ Кругловымъ рас¬
кольниковъ (*) а именно Желтопоржскаго скита настав- (*) Примѣчаніе. Исторія Выгодской пуетыни гласятъ такъ: “н началъ гос¬
подинъ (Самаринъ) говорить монастырскимъ Мануилу Петрову, дайте лю¬
дей въ допросъ по малепьку заведите, дайте хорошихъ людей, кои бы на
васъ и на себя не напутали напасти.. Рідііііесі Ьу ^оосіе