Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 381 — читанномъ Семеномъ Денисовымъ на Ильинъ день въ
Желтопорожскомъ скитѣ. Такъ какъ, по ученію Выгорѣцкихъ раскольниковъ, нѣтъ
истиннаго брака, то 1) дѣвокъ, своихъ дочерей, по дости¬
женіи ими совершеннолѣтіи, раскольники отводятъ.. въ
крестный скитъ; 2) вступившихъ въ бракъ отлучаютъ отъ
общенія; по 3) въ случаѣ смерти одного изъ супруговъ,
другаго принимаютъ съ приношеніемъ покаянія, что онъ
ко святой Церкви сообщеніе учинилъ по принужденію.
Круглый показываетъ, что когда умерла вторая его жена
- (на которой онъ женился уже по выходѣ изъ общежитель¬
ства), и онъ, пришедъ въ общежительство, сказалъ объ
этомъ главнымъ учителямъ, то они говорили ецсу, Круг¬
лому, чтобы онъ болѣе не женился. Когда Круглый обѣ¬
щалъ это и остался у нихъ жить, то они приказали ему
, шесть недѣль стоять у дверей часовни и кланяться всѣмъ
приходящимъ и выходящимъ; во время обѣда раскольни¬
ковъ во всѣ дни недѣли, исключая субботу и воскресенье
молиться въ землю, а въ субботу и воскресенье въ поясъ,
что онъ и исполнилъ. »(*) Доносъ Круглаго поступилъ въ самую неблагопріятную
минуту для Выгорѣцкихъ раскольниковъ. Синодъ былъ оза¬
боченъ донесеніемъ Священника Водлозерскаго погоста
(Олонецкаго уѣзда вблизи отъ Выговской пустыни) что
прихожане не слушаютъ его приказанія о хожденіи въ
церковь, о исповѣди и о сообщеніи Св. Таинъ — что въ
Филипповъ постъ и вовсю четыредесятницу 1738 года ни¬
кто не исполнялъ христіанскихъ обязанностей и надежды (*) Примѣчаніе. Краткое это содержаніе доноса Круглаго иэвдечено азъ
прекрасной статьи Г. Чистовика «Выговская Раскольническая Пустынь» до-
кѣщ. .въ чтеніяхъ императорскаго общества исторіи и древностей росс.
1850. Ки. За. Г. Чистоеичь вмѣлъ въ виду тотъ же доносъ Круглаго, ко*
торый прилагается къ этой статьѣ. Оідііігесі Ьу Соо^Іе