Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 380 — пріѣзжаетъ, я живучи въ С. Петербургѣ потаеннымъ об¬
разомъ Правовѣрныхъ къ раскольнической прелести пріоб¬
щаетъ, и подговоря, увозитъ въ оные жъ раскольническіе
скиты». бъ каждый двунадесятый праздникъ всѣ Выговскіе пу¬
стынножители и весьма многіе потаенные раскольники Вы-
гозерскаго погоста собираются въ означенное, общежи¬
тельство для моленія и исповѣди, а женскій полъ въ скитъ
на рѣкѣ Лексѣ, особливо въ день Воздвиженія Креста,
сходятся въ этотъ скитъ изъ Шуйскаго и Толвуйскаго
погостовъ, какъ записные, такъ и незаписные, расколь¬
ники. Неперекрещенные раскольники, которые молятся
двоеперстнымъ сложеніемъ, когда пріѣзжаютъ въ обще¬
жительство, то молятся въ кельѣ, которую отведутъ имъ
главные раскольники, а въ часовню ихъ не впускаютъ; жен¬
скій полъ отсылаютъ на скотный дворъ къ старицѣ Еленѣ,
а въ общежительство не впускаютъ. Съ таковыми прихо¬
дящими людьми, если они не перекрещены, запрещено
вмѣстѣ пить и ѣсть, но собираютъ имъ столъ особо, и если
правовѣрный изъ ихъ судна будетъ ѣсть, или пить, то
они то судно бросятъ; а изъ котораго они ѣдятъ, изъ того
судна правовѣрнымъ ѣсть не дадутъ. Если у кого изъ приходящихъ въ общежительство ос¬
танутся отецъ, мать, или родственники, то тѣ расколь¬
ническіе учители, Семенъ Денисовъ съ товарищами, учатъ
молиться за нихъ Богу: «Приведи, Господи, въ православ¬
ную вѣру и святое крещеніе»;» а которые умрутъ не пере¬
крестившись, таковыхъ поминать не велятъ. Въ праздничные дни, каждаго скита главные расколо¬
учители отправляются туда для совершенія часовенной
службы и во время оной говорятъ проповѣди. Круглый
въ показаніи упоминаетъ о словѣ на день св. Пророка Иліи, Рідііііесі Ьу і^оосіе