Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 378 - . Марѳа. Скитяве всѣ неренрещеиы Памутіемъ, Ѳеодосіемъ
и Варлаамомъ. Верстахъ въ двѣнадцати отъ Выгорѣцкаго общежиталь-
ства и двухъ отъ Сергіевскаго скита, по Выгу, часовня съ
деревянаою оградою, въ которой живутъ временно рас¬
кольники, пріѣзжающіе изъ Выгорѣцкаго общежительотва
для работъ, а особливыхъ раскольниковъ при этой часовнѣ
нѣть. Настоятелемъ этой часовни Григорій Петровъ Тука-
чевъ, солдатъ, у котораго подъ карауломъ въ архіерей¬
скомъ домѣ Новгородскаго Митрополита, Іова оемь лѣтъ
содержался Семенъ Девисовъ, и который увлеченъ былъ
этимъ послѣднимъ къ побѣгу въ Выговскую пустынь. Выше по Выгу, въ шестнадцати верстахъ отъ монастыря,
Корельскій боръ, а въ немъ раскольническихъ келій съ
десять для раскольниковъ обоего пола; своей часовни при
скитѣ нѣтъ. Въ пятидесяти верстахъ отъ Выгорѣцкаго монастыря
находится Ладожскій скитъ раскольниковъ обоего пола,
въ которомъ главный раскольническій учитель старецъ Ѳе¬
одосій, монахъ, выходецъ изъ Ладоги, и въ томъ скитѣ
иные раскольники живутъ съ жевами и дѣтьми. Особен¬
ность этого скита состоитъ вѣ томъ, что въ немъ никого
не перекрещиваютъ; но это было предметомъ спора и ссоръ
между Ладожскимъ и прочими скитами. Пѣніе отправляетъ
въ часовнѣ старецъ Ѳеодосій; онъ же погребаетъ умер¬
шихъ, а рожденныхъ младенцевъ и свадебъ не бываетъ. Внизъ по Выгу Кодозерскій скитъ съ часовнею, въ ко¬
торой отправляетъ службу, перекрещиваетъ приходящихъ
въ расколъ и погребаетъ умершихъ старецъ Варлаамъ;
здѣсь также, какъ въ Ладожскомъ, живутъ съ семейст¬
вами, но всѣ перекрещены. Кромѣ сихъ скитовъ показаны еще: Желтопорожскій
скитъ, съ часовнею св. Пророка Иліи, въ которой отправ- Рідііііесі Ьу і^оосіе