Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 376 — наложивши ня него- постъ на шесть недѣль, по окончаніи
которыхъ старецъ Ѳеодосій исповѣдываетъ его и потомъ
перекрещиваетъ, съ н&реченіемъ новаго имени. Такъ пере¬
крещены всѣ почти Выгорѣцкіе раскольники, которые не
помнятъ Никона (за исключеніемъ Ладожскихъ скитевгь,
какъ увидимъ ниже). Перекрещеваніе же происходитъ та¬
кимъ образомъ: поставятъ человѣка въ рѣкѣ ( на Выгѣ, или
Лекоѣ) обнаженнаго и погружаютъ, да нарекутъ вновь имя;
а помазанія и молитвъ никакихъ не бываетъ. Перекрещи¬
ваніе взрослыхъ, равно какъ и крещеніе младенцевъ, со¬
вершаютъ тайно, ночью и притомъ въ урочныя времена;
24 Іюня, на Рождество Іоанна Крестителя, па Преображе¬
ніе Господне и Воздвиженіе Честнаго Креста. А о Право¬
славномъ крещеніи Семенъ Денисовъ говоритъ, что ерети¬
ческое крещеніе нѣсть крещеніе, хотя и въ три погруженія,
но паче оскверненіе. Не вдалекѣ отъ Выгозерокаго общежительства, меньше
четверти версты, находится, при скотномъ дворѣ, другая
часовня, съ деревянною вокругъ оградою и деревянными
же кельями. Это женскій скитъ. Главная начальница его,
старица Елена; прочія жены и дввки живутъ по тридцати,
и больше, а въ иное время и меньше. Моленіе въ часовнѣ
они сами отправляютъ и для сбора бьютъ въ доску, по-
тому-что колоколовъ при этой часовнѣ не было; Отъ вре¬
мени до времени ходитъ къ нимъ главный учитель, Дени¬
совъ, для наставленія, а по хозяйственнымъ нуждамъ ке¬
ларь, Маркъ Ивановъ, да рубашечный казначей. Всѣ рас¬
кольницы перекрещены старцемъ Пафнутіемъ, а которыя
пришли послѣ его смерти, тѣ Ѳеодосіемъ. Въ двадцати верстахъ отъ Выгорѣцкаго общежительотва,
вверхъ по Выгу, на р. Лексѣ, устроенъ женскій раскольни¬
ческій монастырь, въ которомъ начальницей была сѳотра
главнаго расколоучителя, Семена Денисова, Соломонія, а по Рідііііесі Ьу і^оосіе