Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 375 — да бываетъ въ часовнѣ пѣніе вечерни, и утрени, и ча¬
совъ, тогда но отпустѣ, вмѣсто многолѣтія, вышеупомяну¬
тые раскольники, кои ноютъ на илирооѣ, ноютъ тако:
«Утверди, Боже, вѣру Христіанскую; соблюди, Господи, и
помилуй отецъ нашихъ духовныхъ, иже о Христѣ съ бра-
тіею и вся Христіаны». А при томъ Ея Императорскаго
Величества титула, также воей Ея Императорскаго Вели¬
чества Высочайшей Фамиліи и Св. Синода не воспоминаютъ. Когда прилунится большой господскій праздникъ, тогда
келарь къ начатію часовъ приноситъ въ ту часовню пше¬
ничный или ситный хлѣбъ—коровай на простомъ блюдѣ,
который обширностію окроетъ все то блюдо, и принесши,
поставляетъ на столѣ при мѣстныхъ образахъ, гдѣ онъ и
.остается во все время пѣнія часовъ; по окончаніи служенія
Ѳеодосій выноситъ богородичный хлѣбъ изъ часовни съ
пѣніемъ и колокольнымъ звономъ въ столовую келью и
разрѣзаетъ на части; и когда всѣ сядутъ, то келарь Маркъ
Ивановъ и прочіе прежніе келари разносятъ эти куски,
раздавая каждому по одному куску. Когда тѣ куски съѣ¬
дятъ, то старецъ ударитъ въ мѣдную, повѣшенную при
мѣстѣ его, чашку, мѣдною ложкою, нарочно на это сдѣ¬
ланною, и звонить перестанутъ. ПРІЕМЪ И ПЕРЕКРЕЩИВАНІЕ. Мірянъ, вновь вступающихъ въ расколъ. Когда кто
вновь приходитъ въ общежительство, то учители, Семенъ
Денисовъ и Данило Викулинъ, спрашиваютъ, какъ онъ изо¬
бражаетъ на себѣ крестъ, и если пришедшій уже въ пре-
-клонныхъ лѣтахъ, то спрашиваютъ, не помнитъ ли онъ
Патріарха Никона, и если кто скажетъ, что помнитъ, того
пріемлютъ просто; а кто скажетъ, что не помнитъ Никона,
но объявитъ двоеперстное сложеніе, то принимаютъ его, Рідііііесі Ьу Слоосіе