Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
(т.-е. до ревизіи) оказался инъ Ефремовымъ онъ Иванъ, что
онъ города Ярославля изъ купечества. Ефремовъ спросилъ
его: кань крестъ на себѣ изображаетъ г онъ сказалъ, что
трехъ-перстное. Они объявили, что примутъ его къ себѣ,
только въ такомъ случаѣ, если онъ будетъ креститься дву¬
мя перстами и перекрестится въ ихъ же вѣрѣ. — Демидъ
сталъ креотиться двумя перстами, а старикъ монахъ Ѳео¬
досій перекрестилъ его въ Иваны.» Объявляя это Круглый присовокупилъ, «что въ преж¬
немъ допросѣ онъ потому ле открылъ всѣхъ подробностей,
потому что смолчалъ о нихъ въ Тайной Канцеляріи и отъ
того опасался, дабы ему не быть въ тягчайшѣмъ истязаніи. И
нынѣ о тоц своей природѣ онъ показалъ сущую правду.» Въ этомъ показаній обнаружилось обвиненіе въ пере¬
крещиваніи. Это было только начало доноса Круглаго. —
10-го числа онъ объявилъ караульному салдату, чтобъ
его привели въ присутствіе — и здѣсь онъ объяснилъ, что
скрывалъ все потому, «что онъ помѣщика крестьянинъ, не
хотѣлъ впредь за помѣщикомъ жить и опасался, дабы ему
его не отдали — а нынѣ, когда уже онъ отъ раскольниковъ
изобличенъ, то приноситъ на нихъ по самой истиншь»—и
просилъ записывать. Показанія его были подробныя обо всемъ — указалъ
мѣстности, поименовалъ всѣхъ начальныхъ и должност¬
ныхъ лицъ, разсказалъ о порядкѣ пріема въ общежитель¬
ство и перекрещиваніи, гдѣ какія учреждены скиты, кто
въ нихъ живетъ,—какъ и совершаются обряды. Вотъ главное содержаніе доноса: Средоточіе Выгорѣцкаго раскола составляютъ два мо¬
настыря, мужской п женскій, получившіе это названіе отъ
того, что въ нихъ живутъ раскольники . одного пола и на¬
блюдаютъ общежительство, подобно какъ въ Православ¬
ныхъ монастыряхъ. Мужской называется Даниловскимъ, по Рідііііесі Ьу Сзоосіе