Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 300 — Л торжественниковъ всѣхъ возводя къ веселому лнковст-
вованію: Божія бо благодать изъ устъ его исхождаше та¬
ко, яко все ученіе его достойно было бы писанію предати:
егда же о праздницѣхъ краснословная и пресладкая сот-
воршн бесѣды: тогда наконецъ прилагаше нравоученіе пре¬
изрядное.... Ими же всякой умъ жестокій, всякую нечув-
ственную и каменную душу къ Богу возводя, тѣмъ же н
языкъ его пресладкій чуднѣйшій орееовы баснословляемыя
цѣвницы показася, небо, горы н каменіѳ привлачаше къ се¬
бѣ, но каменносердечныя человѣки отъ земли на небо сла¬
вно влечаше: воспоминаше бо въ нравоученіяхъ своихъ вся
страсти человѣческія и учаше какъ подобаетъ праздновати
и каковыми быти хрістіянамъ и яко не именемъ имено-
ватися точію достоитъ, но и житіемъ украшатися добродѣ¬
тельнымъ, отъ грѣховъ й страстей удалятнся и отъ грѣ-
хопадныхъ мѣстъ отпадати, покаяніемъ же себѣ очищати
и чисто и цѣломудренно жити, блуда бѣгати, сквернъ плот¬
скихъ удалятися, и тако ученіемъ своимъ всѣхъ слущаю-
щихъ въ плачь приводя и въ умиленіе влагая и на покаяніе
согрѣшающіе понуждая: толико бо хитръ а сладостенъ бѣ
словомъ яко никто онъ таковъ обрѣтатается. въ нынѣшнихъ
христіанѣхъ и о православіи тако знаеши божественная
писанія, таковъ конецъ видяше яко и впредь нечается та¬
ковъ быти.... Милостивъ до кающихся и вельми разсуди¬
теленъ: на нечисто живущихъ тако жестокъ, яко и гнѣваше-
ся на нихъ и отъ церквѣ отлучаше; въ юности же своей
егда ѣздяше въ Москву и въ Саиктпитербурхъ и въ Кіевъ,
тогда тамо изучися добрѣ грамматическому и риторскому
ученію, таже и прочихъ учаше, брата своего Симеона и Три¬
фона Петрова и Мануила Петрова и иконника Даніила и
Никифора Семенова и прочихъ, иже изучишася отъ него тому
же художеству кійждо по силѣ своей, чтобъ право писати
и добрѣ глаголати, знати