Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 298 — отвѣта не пишеши н не чтеши; благоволи читати отвѣты
наши инанихъ якоже хощеши твори возобличенія: іеромонахъ
же книгу отвѣтную не читая, положи на мѣсто, а прочте на
первой отвѣтъ не правое возобличеніе, на какое его чтеніе во-
пияху Мануилъ и Иванъ яко у насъ въ первомъ отвѣтѣ о пра¬
вославіи древлероссійской церкви положено свидѣтельство
изволь прочести или намъ дати прочести она; онъ же съ
яростію крича на насъ и глаголати возбраняше.»—Такимъ
порядкомъ Неофитъ читалъ свои опроверженія, Мануилъ
и Иванъ безпрестанно протестовали что не по пунктамъ,
публичное преніе прекратилось, народъ разошолся, а спо¬
рящіе вошли въ домъ. Здѣсь еще немного поспорили и
между прочимъ возникъ вопросъ о римскомъ крестѣ: рас¬
кольники утверждали что Латинъ обвинять нельзя потому
что они для написанія имя Іисуса Христа не имѣютъ литеры
херд—Неофитъ говорилъ что у римлянъ есть литера херв—
позвали прилучившагосятутъ иноземца—тотъ подтвердилъ
что у римлянъ нѣтъ хера—Наконецъ Неофитъ сказалъ пу¬
стынножителямъ: вижу яко вы къ намъ непреклоняетеся
въ согласіе, буде же ваше съ вами, а наше съ нами—...и
тогда учителю со смиреніемъ поклонившеся мирно тогда
розыдошася.» Неофитъ написалъ въ краткихъ чертахъ сущность раз¬
глагольствій и когда это начертаніе было скрѣплено имъ
самимъ, мѣстными властями и расколоучителями, отпустилъ
послѣднихъ изъ Петрозаводска а самъ возвратился въ Св.
Сѵнодъ. (Макарій стр. 345). Въ 1727 г. лѣтомъ общежительство было поражено бѣд¬
ствіемъ. Въ полтора часа времени сгорѣли до основанія всѣ
строенія въ женскомъ монастырѣ на Лексѣ. Черезъ нѣс¬
колько дней сгорѣлъ до основанія и коровій дворъ.—Пу¬
стынницъ перевели въ братскія кельи, а братіямъ пост¬
роили изъ досокъ и бревенъ шалаши, нѣкоторые жили на Рідііігесі Ьу Соо^Іе