Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 285 — доп ѵ старымъ больницу, а на верхъ другую келью го-
' товую Виельяновокую привевоша въ Рязани и поставите
портнымъ швалямъ швальню; ■ отцу Паодутію Соловецко¬
му поставите келію двуэтажную; ему вверху живавъ ни¬
зу мастеровымъ людемъ мѣдникомъ. Да поставила малую
кѳлеМцу настоятелю Андрею жити со отцемъ и съ брать¬
ею въ той же и Леонтій Толвуйской Поповъ живите, въ
коей послѣди уставщикъ Иванъ Юдинъ поживе.» «Поставила и отцу Даніилу келію въ которой послѣди
Кирнла Максимовъ живяше.» «Тоже иоотавиша и церковному уставщику Петру Про¬
копьеву келейцу малую. Такожде и на другой сторонѣ че-
лядню и портомойную, большой келіи двужирный поста¬
вите и живяху сестры, а отецъ Паенотій Соловецкой, въ
монастырѣ живучи постригалъ иноковъ и инокинь и на
свое мѣсто поотриже и остави инока Павла отца, и на Су-
земкѣ постригалъ, а самъ отъѣхавъ на съѣздъ къ морю гдѣ
прежде живяше въ поморскіе пустыни. (Истор.Выг.Пуст.), Такимъ образомъ учредилось знаменитое въ лѣтописяхъ
раскола Выгозерское общежительство или Выговская пу¬
стынь — въ послѣдствіи извѣстная еще подъ именемъ
Данилова скита. Подъ защитою непроходимыхъ лѣсовъ, топей болотъ и
озеръ, Корвилій, ПаФнутій, Павелъ и другіе поучали вѣрѣ
перекрѣщивали и совершали богослуженіе. Даніилъ Вику¬
ловъ, съ Андреемъ и Семеномъ Денисовыми, съ Петромъ
Прокопьевымъ, учреждали порядокъ внутренняго самоупра¬
вленія. Семь лѣтъ протекли спокойно — никакой доносъ
не навелъ церковное начальство на общину старовѣровъ—
пикто не донесъ и Петру во время двухъ его путешествій
въ Архангельскъ, куда онъ проѣзжалъ черезъ Вологду,
далеко отъ ВЫговцевъ. , Въ 4702 г. страшные слухи дошли до Данилы Вику- - ОідШіесі Ьу Соо^Іе