Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 279 — видеше Діонисій на пѣніи своихъ'или приходящихъ, лѣни¬
во ішбрежливо стоящихъ нли крестящихся, всѣмъ безъ бо¬
язни глаголаше и поучаше и воспрещаще и пожнве нѣ¬
сколько времени дондеже и преставиоя съ покаяніемъ въ
вѣчный покой въ лѣто 7213 (1705) мѣояца іюня, а при
животѣ его, какъ сынъ его Андрей походилъ въ морѣ мѣстъ
искати гдѣ житіе зачати, о семъ на прѳди явитъ слово, и
оный Деонисій запрещаще сыну мѣстъ искати и глагола
инъ проотою рѣчію: живите тутъ гдѣ отцы благословили
и кончалися, хотя и много ходишь да ищешь, да тутъ со¬
рока кашу сварила—таковское сіе мѣсто повремени и быть
такъ по его прореченію.» «И начата къ нимъ люди приходити съ разныхъ мѣстъ
и градовъ, а оные же отцы Даніилъ и Андрей принн-
мающе ихъ съ любовію и учаще и наказующе; и начата
чины и уставы церковные и монастырскіе хранити: моло¬
дыхъ и дѣтей обоего пола учаху грамотѣ и приде къ нимъ
священно-инокъ ПаФнотій, мужъ вельми духовенъ, 'много
лѣтъ живый въ Соловецкой обители и весь чинъ церков¬
ный и монастырскій добре вѣдый; они же его съ великою
любовію пріяша къ себѣ и начата общежитіе и церковную
службу уставляти, по чину и уставу. И поставили Петра
Прокопьева въ чинъ эклисіаршескій и къ нему пособни¬
ковъ пѣвцовъ и псаломщиковъ и конархистовъ избрали, но
въ то время еще вельми скудно живуще нужнымъ и скуд¬
нымъ пустыннымъ житіемъ, съ лучиною въ часовни служ¬
бу отправляюще и иконъ и книгъ въ часовни скудно и ма¬
ло вельми, а колокола тогда не было, въ доску звонили и
дороги съ волостей къ нимъ въ пустыню тогда еще не бы¬
ло, па лыжахъ съ кережами хождаху.» •И потомъ приідоша два мужа съ Москвы вѣдущая пи¬
санія: единъ именемъ Прокопій Макарьевъ, другой Василій,
иже послѣди во иноческомъ чину Варлаамъ нарѳчеся и изъ Рідііііесі Ьу Іе