Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
— 276 Андрей Денисовъ съѣздилъ домой и привезъ въ пустыню
сестру свою Соломоиію. Послушаемъ исторію Выгѳвекой пустыни объ этомъ со¬
бытіи: «Но понеже Андрей елико о опасеніи души своей печа-
лнся толико и о сродствѣ своемъ Спасителю моляшеся;
влагаетъ ему Богъ въ сердце помыслъ благъ и достоинъ
того разума же и мудрости еже въ домъ отца своего воз-
вратитися и сестру свою по плоти дѣвицу Солоионію изъ
бури и треволненія мирскаго во спасительное пристанище
богоугоднаго своего житія и безмолвнаго пребыванія при¬
вести; пѳстизаетъ убо домъ своего въ плоти отца и онаго
обрѣтъ не внутрь дома, но въ иныхъ преходяща жилищахъ
украдаетъ изъ дому отца своего, вещь чѳстну же и тяжко
цѣнну, сестру свою любезнѣйшую, той самой мню изво¬
лившей во слѣдъ Бога паче нежели въ слѣдъ своего ей
шествовати брата, но отецъ въ дому бывъ и дщери неви-
дѣвъ и случившееся—познавъ, на сына гнѣвъ разжизаетъ и
прощенія яко стрѣлы пущаетъ: Богу же того укрощающу
сердце, въ малѣ потомъ гнѣвъ угасе и прещенія острота
претупися; Андрей же на дѣло укрѣпляшеоя и въ слѣдъ
Христа идти готовяшеся и не точію самъ единъ течаше,
но и сестру за собою влечаше.» Начались въ кружкѣ собравшейся братіи новые труды—
постройка жилищъ, разчистка лѣса подъ пашню. Услы¬
шалъ объ этомъ не подалеку жившій скитникъ Захарій
Степановъ и явился къ нимъ на лыжахъ приглашать къ
себѣ. Захарій Степановъ удалился съ отцомъ своимъ, матерью
и сестрами въ пустыню «отъ гоните льна го мученія и мир¬
скаго смущенія» еще въ 1691 году.—Онъ былъ прежде
житель Толвуйской волости. Мѣсто на р. Выгѣ, гдѣ посе¬
лился Захарій было покрыто густо лѣсомъ сосною и ель- Оідііігесі Ьу Соо^Іе